Обратная связь и ее формы в разных видах коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Обратная связь Цель Делится на прямую и косвенную Специальная и ненамеренная Безоценочная и оценочная
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Обратная связь — ответная реакция получателя на сообщение источника, набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением.

Цель обратной связи — повышение эффективности коммуникации, т. е. достижение состояния понятости, причем не только языка или текста сообщения, но и самого коммуникатора. Благодаря обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу.

Благодаря обратной связи источник информации узнает, достигнут желаемый результат коммуникации (положительная обратная связь) или сообщение вызвало не ту реакцию, на которую рассчитывал источник (отрицательная обратная связь).

Обратная связь в межличностном общении:

Делится на прямую и косвенную.

  • В прямой информация поступает в открытой и недвусмысленной форме, содержит реакцию на поведение говорящего, это могут быть открытые высказывания типа «Мне неприятно то , что ты говоришь», а также жесты и различные проявления чувств досады, раздражения, радости и проч. Здесь работают и приемы активного слушания: эхо (повторение последних слов партнера, но с вопросительной интонацией), интерпретация (предположение о причинах высказывания «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…»), перефразирование (краткое повторение сказанного).

  • Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации, для этого часто используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

Специальная и ненамеренная

  • Ненамеренная обратная связь возникает в результате поступления неожиданной, искренней и адекватной информации.

  • Специальная обратная связь — беседа дополняется конкретными данными, позволяющими увеличить производительность. Она намеренна. В групповой коммуникации обратная связь должна быть специальной для качественной оценки деятельности группы.

Безоценочная и оценочная

  • Безоценочная обратная связь заключается в подтверждении получения и правильном восприятии информации.

  • Оценочная обратная связь — это сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут быть как положительными, так и отрицательными.