Обратная связь и ее формы в разных видах коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Обратная связь — ответная реакция получателя на сообщение источника, набор откликов получателя, которые возникают в результате контакта с обращением.
Цель обратной связи — повышение эффективности коммуникации, т. е. достижение состояния понятости, причем не только языка или текста сообщения, но и самого коммуникатора. Благодаря обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и поведение по отношению друг к другу.
Благодаря обратной связи источник информации узнает, достигнут желаемый результат коммуникации (положительная обратная связь) или сообщение вызвало не ту реакцию, на которую рассчитывал источник (отрицательная обратная связь).
Обратная связь в межличностном общении:
Делится на прямую и косвенную.
В прямой информация поступает в открытой и недвусмысленной форме, содержит реакцию на поведение говорящего, это могут быть открытые высказывания типа «Мне неприятно то , что ты говоришь», а также жесты и различные проявления чувств досады, раздражения, радости и проч. Здесь работают и приемы активного слушания: эхо (повторение последних слов партнера, но с вопросительной интонацией), интерпретация (предположение о причинах высказывания «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…»), перефразирование (краткое повторение сказанного).
Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации, для этого часто используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.
Специальная и ненамеренная
Ненамеренная обратная связь возникает в результате поступления неожиданной, искренней и адекватной информации.
Специальная обратная связь — беседа дополняется конкретными данными, позволяющими увеличить производительность. Она намеренна. В групповой коммуникации обратная связь должна быть специальной для качественной оценки деятельности группы.
Безоценочная и оценочная
Безоценочная обратная связь заключается в подтверждении получения и правильном восприятии информации.
Оценочная обратная связь — это сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценки могут быть как положительными, так и отрицательными.