... > Теория коммуникации > Особенности и характеристики...

Особенности и характеристики эффективного коммуникатора

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

ДОВЕРИЕ К КОММУНИКАТОРУ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТЬ (СИЛА) КОММУНИКАТОРА Аристотель Экспертиза
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Еще Аристотель обращался к проблеме убеждения, фокусируя внимание не на сообщении, а на характере коммуникатора. Он полагал, что эффективный коммуникатор обладает здравым смыслом, доброй волей и высокой нравственностью.

Итальянский мыслитель Средневековья Никколо Макиавелли определял эффективного коммуникатора в качестве признанного авторитета в своей области, умеющего свое намерение убеждать и обладающего весом. В итоге сегодня наиболее актуальные черты: доверие, притягательность, власть.

ДОВЕРИЕ К КОММУНИКАТОРУ

Экспертиза. Понимается степень восприятия коммуникатора в качестве знающего «правильный ответ» на вопрос или «точное положение дел». Экспертиза зависит от подготовки, опыта, способностей, интеллекта, профессиональных достижений и социального статуса.

«Знание — сила», а потому узнать — значит, укрепить свои позиции. Например, со всей вероятностью мы примем диагноз врача по поводу заболевания, поскольку его постановка диагноза и последующие предписания в прошлом уже приводили других пациентов со схожими симптомами к выздоровлению.

Надежность. Это степень восприятия коммуникатора в качестве способного к обсуждению проблем без предубеждений, иными словами, без пристрастий.

Следовательно, надежный источник представляется объективным, а также не имеющим намерений манипулировать мнением в собственных интересах. Надежные источники наиболее вероятно дадут объективную информацию, которую можно проверить в реальном мире. Следовательно, и рекомендации, основанные на такой информации, с большей вероятностью будут претендовать на то, чтобы в них поверили.

ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ

Сходство. В целом нас привлекают люди, похожие на нас самих. Этот же принцип применим и для коммуникационного источника. Прежде всего, выделяют демографическое и идеологическое подобие.

Аудиторию притягивают источники, которые разделяют общие с ней демографические характеристики, а именно: возраст, образование, род занятости, уровень доходов, религия, раса, местожительство и т. д. Эти источники являются привлекательными, потому как аудитория может отождествляться с ними.

Другой компонент сходства — идеологическое подобие. Нас привлекают источники коммуникации с похожими мнениями и установками. Чем больше количество общих позиций и чем важнее эти позиции для реципиента, тем более привлекательным станет источник.

Близость. Близостью мы дорожим и со временем притягиваемся к источникам, которые нам близки, к коммуникаторам, которых мы читали, слышали или видели раньше.

Другими словами, знакомые (близкие) источники будут притягательны и, следовательно, более эффективны в процессе убеждения, чем неизвестные, к которым не может быть привязанности. Взаимодействие с известными коммуникаторами оценивается реципиентами как более предсказуемое в своем результате, требующее меньших усилий, а значит, оно может скорее принести определенные дивиденды. 

Способность нравиться. Нас привлекают коммуникаторы, которые нам нравятся: чем более по душе нам коммуникатор, тем большее влияние он сможет на нас оказать. Это, в свою очередь, повышает убеждающее сходство источника.

ВЛАСТЬ (СИЛА) КОММУНИКАТОРА

Контроль — это степень, в которой аудитория воспринимает коммуникатора в качестве способного назначать «награды» и «наказания». «Наказующая сила» и «поощряющая сила» одинаково эффективны в завоевании согласия. Чем значительнее «награды» и чем весомее «наказания» для реципиента, тем более могущественным считается коммуникатор. 

Опека — это оценка со стороны аудитории того, насколько источник проявляет к ней свое попечение относительно ее соответствия или несоответствия требованиям коммуникатора. 

Наблюдение — это степень, в которой источник способен следить за действиями реципиентов в соотнесении с предъявляемыми к ним требованиями.

Источник, обладающий властью, может изменять установки и поведение, потому что он способен усиливать такие изменения. В соответствии с функциональной теорией, у аудитории, как совокупности получателей информации, существует мотивация стремиться к «наградам» и избегать «наказаний», которые может назначать могущественный источник.