... > Теория коммуникации > Особенности использования вербальных...

Особенности использования вербальных и невербальных средств в межличностной коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

вербальные невербальные фатическое речевое поведение информативное речевое поведение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения:

  • вербальные (словесные) — слова, словосочетания, предложения;

  • невербальные (несловесные) — мимика, жесты, позы, интонация и пр. 

Вербальное общение — это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка.

С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

  • речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще;

  • речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта;

  • с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов;

  • в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей и понятий, свойственных определенному сообществу или культуре. 

Речь как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, или разговорная речь, обладает рядом отличительных особенностей:

  1. Персональностью адресации, которая предполагает индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения.

  2. Спонтанностью и непринужденностью: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному.

  3. Ситуативностью речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяют им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

  4. Эмоциональностью: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску.

Разговорную речь отличают ряд особенностей и приемов: постоянная смена позиций говорящий — слушающий; личная заинтересованность и активность разговаривающих; использование неполных предложений, коротких фраз, большого числа местоимений, бытовой лексики и др.

Межличностный разговор в процессе развертывания приобретает большую эмоциональную нагруженность, что заставляет собеседников уточнять собственное отношение к предмету разговора, проверять устойчивость собственной позиции и позиций, занимаемых другими, тем самым речь оказывается фактором личностного самоопределения участников разговорной коммуникации.

Функционально принято выделять два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение и информативное речевое поведение.

Суть фатического речевого поведения — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Обычно это обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

Информативное речевое поведение проявляется в межличностном общении в следующих аспектах:

  • совместное решение задачи, которое вырабатывается при обоюдном согласии собеседников;

  • задавание вопросов, ответы на которые важны с точки зрения получения информации для одного из участников коммуникации;

  • уточнение понимания. Этот аспект следует (при необходимости) за предыдущими двумя.

Язык тела включает пять составляющих:

  • Жесты: способ знакового использования рук. Использование жестов для человека становится необходимым, когда другие средства недоступны или мало выразительны: тренеры во время гонок сообщают промежуточные результаты лыжнику или конькобежцу, слов было бы просто не слышно. Особый случай — языки глухонемых. С одной стороны, использование визуального канала неизбежно, с другой — это не дополнительный, а основной язык для слабослышащих, поэтому его нельзя включить в данную классификацию.

  • Мимика: способ использования выражения мышц лица, глаз, рта. Мы можем наблюдать тончайшие различия в улыбке и взгляде. Положение деталей лица выполняет знаковые функции: поднятые брови в удивлении, гневе, страхе или приветствии.

  • Положение тела: способ держать себя (наше тело). Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. 

  • Проксемика: способ использования пространства. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними.

  • Тактильная коммуникация: ритуальные приветствия (рукопожатия), прикосновения, похлопывания и т. п. Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами.