... > Теория коммуникации > Полисемантичность понятия «информация»....

Полисемантичность понятия «информация». Принципы фасцинации и маевтики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

К. Шеннон Семантический подход Аксиологический (ценностный) подход Принцип фасцинации
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Современное логическое понимание информации (сходно с историческим латинским понятием «ознакомление», «разъяснение») — это сведения о чем-либо, которые передали нам другие люди или средства массовой коммуникации. 

В 20-30-е гг. ХХ в. начинается разработка категории «информация» в журналистике. Первоначально информация (в журналистике) понималась двояко: 

  • как любое описание фактов; 

  • как новостное описание, сообщение именно чего-то нового (эта точка зрения в журналистике победила). 

В сер. ХХ в. происходит прогресс технических средств коммуникации (телефон, телеграф, радио, телевидение), рост объема передаваемых сообщений, появление необходимости измерения этих сообщений с целью улучшения условий их передачи.

В 1948 г. К. Шеннон создал математическую (количественную) теорию связи. Она позволяла измерить количество передаваемой информации (ввел бит как наименьшую единицу измерения количества информации). 

В теории К. Шеннона термины «информация» и «сообщение» разводятся. Информацией по Шеннону является некое сообщение, которое уменьшает/снимает неопределенность (информация рассматривается с формальной точки зрения, без анализа содержания). А сообщение является понятием еще более широким.

Связь энтропии (мера дезорганизации, хаоса любой системы) и информации: энтропия и информация характеризуют реальную действительность с точки зрения упорядоченности и хаоса, первая — с точки зрения беспорядка, вторая — с точки зрения упорядоченности.

  • Семантический подход к проблеме информации рассматривает ее и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. В основе — понятие тезауруса (греч. «сокровище») как запаса знаний, который уже имеется у получателя информации до акта коммуникации. В тексте содержится семантическая информация, если под его воздействием тезаурус получателя увеличивается.

  • Аксиологический (ценностный) подход: понимание ценностных характеристик информации. Информация является ценной, если она способствует достижению поставленной цели. Одна и та же информация может иметь различную ценность, если ее рассматривать с точки зрения разных целей.

Принцип фасцинации (привлекательности) сообщения для получателя:

Степень фасцинации зависит от мотивов и целей адресата, формы сообщения и т. д. Фасцинация характеризует в первую очередь форму сообщения и в меньшей степени — его содержание.

Принцип майевтики:

Информация есть стимул для порождения адресатом на основе прошлого опыта. Так, исследователь, получая научную информацию, получает пищу для собственного воображения, помогающего увидеть объект своих интересов в новом свете и тем самым найти неизвестные ранее формулировки проблем и новые подходы к их решению.