Полисемантичность понятия «информация». Принципы фасцинации и маевтики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Современное логическое понимание информации (сходно с историческим латинским понятием «ознакомление», «разъяснение») — это сведения о чем-либо, которые передали нам другие люди или средства массовой коммуникации.
В 20-30-е гг. ХХ в. начинается разработка категории «информация» в журналистике. Первоначально информация (в журналистике) понималась двояко:
как любое описание фактов;
как новостное описание, сообщение именно чего-то нового (эта точка зрения в журналистике победила).
В сер. ХХ в. происходит прогресс технических средств коммуникации (телефон, телеграф, радио, телевидение), рост объема передаваемых сообщений, появление необходимости измерения этих сообщений с целью улучшения условий их передачи.
В 1948 г. К. Шеннон создал математическую (количественную) теорию связи. Она позволяла измерить количество передаваемой информации (ввел бит как наименьшую единицу измерения количества информации).
В теории К. Шеннона термины «информация» и «сообщение» разводятся. Информацией по Шеннону является некое сообщение, которое уменьшает/снимает неопределенность (информация рассматривается с формальной точки зрения, без анализа содержания). А сообщение является понятием еще более широким.
Связь энтропии (мера дезорганизации, хаоса любой системы) и информации: энтропия и информация характеризуют реальную действительность с точки зрения упорядоченности и хаоса, первая — с точки зрения беспорядка, вторая — с точки зрения упорядоченности.
Семантический подход к проблеме информации рассматривает ее и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. В основе — понятие тезауруса (греч. «сокровище») как запаса знаний, который уже имеется у получателя информации до акта коммуникации. В тексте содержится семантическая информация, если под его воздействием тезаурус получателя увеличивается.
Аксиологический (ценностный) подход: понимание ценностных характеристик информации. Информация является ценной, если она способствует достижению поставленной цели. Одна и та же информация может иметь различную ценность, если ее рассматривать с точки зрения разных целей.
Принцип фасцинации (привлекательности) сообщения для получателя:
Степень фасцинации зависит от мотивов и целей адресата, формы сообщения и т. д. Фасцинация характеризует в первую очередь форму сообщения и в меньшей степени — его содержание.
Принцип майевтики:
Информация есть стимул для порождения адресатом на основе прошлого опыта. Так, исследователь, получая научную информацию, получает пищу для собственного воображения, помогающего увидеть объект своих интересов в новом свете и тем самым найти неизвестные ранее формулировки проблем и новые подходы к их решению.