Понятие и роль публичной сферы в информационном обществе (Ю. Хабермас)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Юрген Хабермас — немецкий философ и социолог. Профессор во Франкфурте-на-Майне (с 1964 г.). Директор (наряду с К. Вайцзеккером) Института по исследованию условий жизни научно-технического мира Общества Макса Планка в Штарнберге (1970—1981). Считается представителем франкфуртской школы. Взгляды Хабермаса оказали влияние на студенческое движение во многих странах Запада в 1960-е и 1970-е гг. В настоящее время Хабермас считается самым крупным современным философом Германии.
ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ:
Введено Юргеном Хабермасом в 1962 г. для обозначения грамотного буржуазного общества и позже общества в целом, способного действовать в качестве критического противовеса государству.
Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы.
Возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.
Определяющую роль в развитии публичной сферы в Новое время сыграло развитие периодической печати и в особенности расцвет политической журналистики в XVIII в., когда люди стали встречаться в салонах, кофейнях и других общественных местах специально для того, чтобы обсудить газетные публикации, посвященные текущим проблемам.
С появлением и развитием печатных медиа (книг, газет, журналов) публичная сфера, в отличие от древнегреческого ее варианта (Агора), зарождается как «виртуальная» общность частных индивидов, которые пишут, читают, рефлектируют, интерпретируют и тем самым обсуждают общественные проблемы на новом уровне.
Именно эта социальная среда и явилась потенциальной основой для возникновения оппозиции, которая, с присущим ей критическим отношением к существующей власти, стала ключевым фактором формирования западной демократии современного типа.
ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ:
возрастание информационной активности всех членов общества;
превращение информационной индустрии в самую динамичную сферу его функционирования;
проникновение информационно-коммуникативных технологий в жизнедеятельность каждого отдельного человека;
благодаря широкому распространению гибких сетевых структур, изменение всех моделей социальной организации и сотрудничества;
в информационном обществе в отличие от прочих форм социальности на первое место выходит многообразие информационных потоков и расширение медийного пространств;
в информационном обществе технологии массмедиа играют решающую роль, особенно в процессах социализации, их участия в общественной жизни.