Понятие коммуникационной сети. Личностная и групповая коммуникационные сети. Коммуникативные роли индивидов в группе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Если число индивидов в группе достаточно велико и им трудно вести общение со всеми остальными, то в скором времени в группе формируются коммуникационные сети.
Сеть состоит из индивидов, связанных между собой упорядоченными потоками сообщений. Каждая сеть — это небольшая группа людей, интенсивно общающихся друг с другом, или же множество таких групп, связанных потоками передаваемых друг другу сообщений.
Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе людей с помощью информационных потоков.
Основой, скрепляющей звенья сети, может быть общая заинтересованность в выполнении задания (в этом случае группу часто называют «рабочей»), взаимные симпатии или же общность интересов в определенной области. Независимо от того, на какой основе упорядочиваются взаимодействия, существование потоков межличностных сообщений, носящих регулярный характер, придает неформальной коммуникации предсказуемый характер.
Коммуникационная сеть может быть как личностной, так и групповой.
Личностная коммуникационная сеть бывает двух типов: радиальная и взаимосвязанная
Радиальная личностная сеть — это сеть, в которой индивид взаимодействует с другими, не контактирующими между собой лицами.
Взаимосвязанная личностная сеть — это сеть, в которой те, кто связан с индивидом, взаимодействуют также друг с другом. Взаимосвязанные личностные сети более распространены, чем радиальные, поскольку контактирующие с данным индивидом обычно общаются и друг с другом. Но большинство личностных сетей являются частично радиальными и частично взаимосвязанными.
Сформировавшиеся устойчивые коммуникационные связи во взаимосвязанной личностной сети способствуют эффективному обмену информацией между их членами, но они могут создавать барьеры, препятствующие поступлению новых сведений в эту сеть.
В малой группе разная информация распространяется различными способами, по разным коммуникационным сетям. Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.
В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, радиально или иерархически). Это повышает степень управляемости группы и способствует более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в следующих случаях: когда надо довести одну и ту же, без искажений, информацию до сведения всех людей; когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.
Виды централизованных коммуникативных структур в группах
Фронтальная — участники не вступают в коммуникацию, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия.
Радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию.
Иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть участников может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет. Возможности коммуникации при этом ограниченны, она может осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии. Как следует из рисунка, у индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника.
В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать, передавать информацию и прямо коммуницировать с остальными участниками сети. Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.
Коммуникативные роли индивидов в группе
«Сторож» — это индивид, занимающий такое место в структуре группы, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу. Секретари, системные администраторы — лишь один из видов «сторожей». Любой индивид в любой коммуникационной сети, формальной или неформальной, который вклинивается в цепь коммуникации, является «сторожем». Одна из функций «сторожа» состоит в уменьшении информационных перегрузок. «Сторож» фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные.
«Связной» — это индивид, который связывает на межличностной основе две и более группы в системе, но не принадлежит ни к одной из них. «Связные» размещаются на пересечениях информационных потоков в системе. «Связных» называют цементом, скрепляющим структурные «кирпичи» системы: при удалении «связных» система начинает разваливаться на изолированные подгруппы. «Связные» важны для передачи сообщений между частями системы. С утратой «связного» разрушается единство системы, поэтому его роль является принципиально важной. Определенные индивиды играют квазисвязную роль, являясь членами той или иной группы, их называют мостиками.
«Лидер мнения» — это лицо, способное оказывать достаточно заметное неформальное влияние на установки или поведение других индивидов в желаемом направлении. Понятие «лидер мнения» было введено П. Лазарсфельдом как элемент коммуникативной модели, в которой предполагалось, что потоки сообщений движутся от источника по каналам средств массовой информации к «лидерам мнений», а затем и ко всем остальным.
«Лидеры мнений» имеют больший доступ к внешним источникам информации, и их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты группы с релевантной частью ее внешней среды. Для «лидеров мнений» характерно частое обращение к внешним компетентным источникам информации, доступность для последователей, большая приверженность ценностям возглавляемых ими групп.
«Космополит» — это индивид, который чаще, чем остальные, взаимодействует с внешней средой системы. В определенном смысле «космополиты» являются особым типом «сторожей», поскольку они контролируют коммуникации, по которым новые идеи поступают в систему. «Космополиты» осуществляют деловые поездки, читают корреспонденцию, поступающую из внешней среды, участвуют в совещаниях, выставках, презентациях.