... > Теория коммуникации > Понятие межличностной коммуникации....

Понятие межличностной коммуникации. Аксиомы межличностной коммуникации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Межличностная коммуникация Аксиомы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Межличностная коммуникация — процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Особенности межличностной коммуникации:

  • непосредственный контакт в общении;

  • общение отдельных индивидов; организованный и спонтанный характер общения;

  • наличие непосредственной обратной связи в процессе коммуникативного акта;

  • более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм обещания; попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей;

  • реципиент — отдельный конкретный человек; приватность, универсальность, актуальность;

  • преобладание непосредственного восприятия сообщения.

Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном взаимодействии позволили сформулировать важный постулат теории межличностной коммуникации: эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать. 

Аксиомы межличностной коммуникации — свойства взаимоотношений между людьми, впервые описанные группой американских ученых во главе с Паулем Вацлавиком из Института исследований Пало-Альто в 1967 г. Эти аксиомы описывают основы коммуникации в малых группах, а также дают возможность объяснить эффект так называемой «патологической коммуникации» — осложнений, которые могут исказить коммуникацию, завести ее в тупик.

1. Первая аксиома. Невозможность отсутствия коммуникации

Очень часто коммуникация происходит на бессознательном уровне. Зачастую мы бессознательно посылаем довольно много невербальных сигналов, даже когда кажется, что мы не посылаем сигналов вообще. Это значит, что находясь среди людей, нельзя полностью избежать коммуникации. Но очень просто ее исказить, причем в обе стороны. 

2. Вторая аксиома. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения

Аксиома утверждает, что коммуникация существует как на уровне содержания, так и на уровне личных отношений. Когда люди взаимодействуют, они посылают определенные сообщения, которые рассматриваются на уровне содержания. Эти сообщения могут быть как вербальными, так и невербальными. Одновременно с трансляцией содержания, транслируется также дополнительная информация. Уровень личных отношений свидетельствует о том, как содержание должно трактоваться, учитывая уровень личных отношений между участниками коммуникации.

3. Третья аксиома. Пунктуация последовательности событий

Люди организуют свое взаимодействие, опираясь на собственное представление о важном и неважном, причинах и следствиях поступков, на интерпретацию смысла происходящего. Эти смысловые доминанты организуют поведенческие события, оказывая существенное влияние на происходящее взаимодействие (подобно тому, как знаки пунктуации задают смысл предложению).

Несогласие относительно пунктуации последовательности событий лежит в основе возникновения бесконечных проблем во взаимоотношениях. Мы не может быть уверены ни в том, что другой обладает тем же объемом информации, ни в том, что он сделает такие же выводы из этой информации. Решение вопроса о том, что является важным, а что нет, у разных людей происходит по-разному. Во всех случаях рассогласованной коммуникации обычно можно наблюдать конфликт относительно того, что является причиной, а что следствием наблюдаемого события. Примером патологической коммуникации, вызванной нарушением последовательности причин и следствий, является эффект «самоосуществляющегося пророчества». Это поведение, которое вызывает у окружающих такую реакцию, на которую это поведение было бы естественным ответом. Например, человек, строящий свое поведение на основе предпосылки «никто меня не любит», будет вести себя недоверчиво, демонстрируя массу защитных реакций, или агрессивно. Такое поведение вряд ли вызовет симпатию окружающих, что подтвердит изначальную предпосылку этого человека. При этом сам человек ошибочно считает, что он просто реагирует на отношение окружающих, а не провоцирует его. В данном случае это и есть проблема пунктуации.

4. Четвертая аксиома. Все коммуникационные обмены являются либо симметрическими, либо комплементарными

Четвертая аксиома предполагает, что связь может быть симметрической или комплементарной, в зависимости от того, основана ли она на равенстве или же на различиях. Когда коммуникаторы ведут себя одинаковым образом, они ведут себя симметрически. Например, Майк саркастично вам отвечает, и вы саркастично отвечаете Майку. Когда коммуникаторы ведут себя по-разному, они ведут себя комплементарно, например, Майк приказывает, а вы подчиняетесь. Стоит обратить внимание, что поведение в комплементарном режиме означает не то, что взаимодействующие ведут себя противоположным образом, а то, что у них различные модели поведения.

5. Пятая аксиома. Коммуникация может быть намеренной и ненамеренной, эффективной и неэффективной

Нельзя сказать, что коммуникация имеет место только тогда, когда она произвольна, осознана и успешна, т. е. когда достигается взаимное понимание. Обычно люди обдумывают свое поведение, особенно в ситуациях небытовых. Однако часто мы действуем необдуманно, о чем можем впоследствии сожалеть: человек, находящийся рядом с нами, может услышать тихо сделанное нами замечание в надежде, что он не слышит; мы можем выйти из себя; не подумать о том, как будет воспринята наша реплика. Нежелательные последствия, к которым может привести ненамеренная коммуникация, актуализируют способы «сохранения лица» как коммуникатора, так и коммуниканта.

6. Шестая аксиома. Коммуникация необратима

Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения могут смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.