Ресурсный и коммуникативный подходы к проблеме информации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Финским ученым Каале Лиитиненом в статье «Два взгляда на информационное моделирование» (1987) была высказана мысль о существовании двух подходов к проблеме информации: ресурсного и коммуникативного.
В соответствии с ресурсным подходом весь запас информации, хранящийся в информационной среде, можно обозначить как информационные ресурсы, поскольку обеспечение информацией так же необходимо для различных видов человеческой деятельности, как и обеспечение энергетическими, материальными и иными ресурсами. В постиндустриальном обществе, ставшем реальностью для многих развитых стран, национальные информационные ресурсы есть основная экономическая ценность, самый большой потенциальный источник богатства.
Специфика информационных ресурсов:
информацию можно тиражировать без какого-либо ущерба;
у информации отсутствует универсальная мера;
потребление информации ведет к уменьшению энтропии, тогда как потребление материалов и энергии ведет к ее увеличению.
Суть подхода:
Содержащаяся в информационных ресурсах информация достоверно и адекватно описывает познаваемую внешнюю действительность, т. е. сообщение либо истинно, либо ложно.
Информация является объективной и не зависящей от личной точки зрения, т. е. не зависит от наблюдателя, исключает мнения, убеждения, обещания и т. п.
Однако данный подход оправдан лишь отчасти, так как, подмечая некоторые существенные черты и свойства инфосреды, он оставляет в стороне другие ее аспекты, не менее важные и значимые. Пока информационная среда анализируется с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники.
С точки зрения коммуникативного подхода, инфосреда — не столько средство обеспечения информационными ресурсами, сколько средство коммуникации, в процессе которой организуется взаимодействие сотрудников и корректируются информационные ресурсы.
Суть подхода:
Информационная система ориентирована на действие — сообщения, циркулирующие в информационной среде, выражают поведение пользователей. Значит, восприятие сообщений должно учитывать намерения их авторов, авторитетность содержащейся информации и ее реальную ценность.
Отсюда вытекает концепция рефлексивного образования информационных потребностей: информационные потребности не возникают заранее, а формируются в процессе рефлексии над собственной исследовательской деятельностью.
Информационная система является институционализируемым социальным феноменом — чисто объективного, незаинтересованного, ценностно нейтрального знания не существует.
Информационная система допускает целенаправленное развитие в процессе функционирования.
Информационная среда служит и носителем информационных ресурсов, и средством коммуникации.