Роль античной философии и риторики в становлении коммуникативной теории и практики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Дофилософский этап развития культуры
Проблема отношения людей друг к другу и проблема коммуникации между ними не выделялась как самостоятельная (т. к. коллективное превалировало над индивидуальным и существовала ориентация на отношения с природой).
Начальный этап развития философии
Философская рефлексия направлена на проблемы природы и гармонии. Человек рассматривался в неразрывной связи с природой. Специфика человеческого бытия не обсуждалась.
5 в. до н. э. — положение меняется — центральной темой философский рассуждений становится человек (на первый план выходят проблемы межличностных отношений, которые стали предметом этики и риторики). Переход связан с деятельностью софистов (греческие учителя; учили искусству красиво говорить, убеждать, опровергать противоположные суждения) и Сократа.
Именно благодаря софистам возникла риторика как искусство речи (искусство убеждения). Софист Горгий понял, что слово является носителем убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность.
Сократ (представитель моральной философии) рассматривал проблему человека и его сущности. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. Выработал сократический метод диалектики как способа рассуждения (в диалоге или споре, в форме вопросов и ответов рождается истина).
Платон. Риторика (как искусство афинских политиков и учителей) есть угодничество, лесть, фальсификация истины. Ритор — тот, кто, будучи несведущим, публично показывает себя более убежденным (знающим), чем есть на самом деле, играя на чувствах и страстях толпы. Риторика (как и искусство) спекулирует на худших сторонах души — ее легковерности и непостоянстве.
И Сократ, и Платон противопоставляют этику (учение о морали и нравственности) риторике. У обоих сама философская рефлексия выступает в форме диалога, т. е. интеллектуального общения людей, которые самостоятельно и по-разному мыслят.
Аристотель был убежден, что исследовать истину и культивировать знание нужно с помощью философии. А задачей риторики является выяснение средств и методов эффективного убеждения. Внимание уделял официальной публичной речи (показательная, судебная, совещательная).
Цицерон — создал латинский литературный язык и латинскую философскую терминологию. У Цицерона нет жесткого противопоставления риторики этике. По его мнению, предметом риторики может быть как структура любой речи на любую тему, так и искусство передавать свои знания с помощью речи (педагогика). Выделил ораторство как науку и искусство оформления мысли в речь; отмечал, что оратор должен обладать широкой эрудицией, специальным образованием в области философии, права и т. д., а также здравым смыслом.
Марк Фавий Квинтиллион, основатель педагогики (разработал основы общего образования). У него этика и риторика предполагают друг друга: хорошим оратором может быть только хороший человек, поэтому оратор должен обладать не только даром слова, но и всеми положительными душевными качествами. Обучение ораторскому искусству по Марку — венец всего образования.
Вклад античной риторики
Поднимались вопросы воспитания ораторов и техники подготовки речи, разработана структура речи (вступление, название и его толкование, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение). Теоретический задел античных мыслителей стал основой для дальнейших исследований в области человеческой коммуникации.