Роль лингвистической философии и лингвистических подходов в становлении знания о коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Современная лингвистическая философия утверждает, что язык — единственный или, во всяком случае, наиболее важный предмет философского исследования. Философия при этом сводится к «критике языка», а ее задача — делать запутанные мысли ясными и четкими.
Впервые идеи лингвистической философии получили свое выражение в 1930-е гг. в так называемых кембриджских лекциях позднего Л. Витгенштейна.
Он полагал, что философия — это не одна из наук, а нечто, стоящее под или над науками, а не рядом с ними, ведь ее цель — логически прояснить мысли. Если философию Л. Витгенштейн и признает возможной, то только как «критику языка», которая позволяет бороться с его дезориентирующим воздействием. Именно язык, по мнению философа, является источником различного рода псевдопроблем (среди которых и проблема объективной реальности). Поэтому предметом философии должен быть язык (прежде всего, язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможности его выражения в языке.
Цель философа — освободить философию от концептуальных заблуждений с помощью диагностики их причин. Способ достижения = использование «языковых игр». Смысл данной методики заключается в предположении, что повседневный, бытовой язык мы учим так же, как и правила некоторых игр.
Остин Джон — английский философ, представитель лингвистической философии. В своей концепции абсолютизировал позицию аналитической философии. Выступал против неверного употребления отдельных слов и выражений теми или иными философами; он полагал, что результатом подобной критической деятельности станет возникновение новой науки — некий симбиоз философии и лингвистики.
Цель философского исследования — прояснение выражений обыденного языка.
Важное место в ранних работах Остина занимает концепция «перформативных» и «констатирующих» высказываний
Перформативные высказывания — исполнительные высказывания, которые являются конкретным исполнением определенного намерения.
Констатирующие высказывания — высказывания, к которым применимы понятия истины (правдоподобия) и ложности.
Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей. Выделяют две формулировки этой гипотезы:
Строгая версия: язык определяет мышление, и, соответственно, лингвистические категории ограничивают и определяют когнитивные категории.
Мягкая версия: язык только влияет на мышление, и наряду с лингвистическими категориями мышление формируется также под влиянием традиций и некоторых видов неязыкового поведения.
Смысл гипотезы Сепира-Уорфа сводится к тому, что структура языка оказывает формирующее воздействие на человеческое мышление и то, как он познает окружающий мир. Согласно базовым ее предпосылкам, народы, которые говорят на различных языках, обладают различиями при восприятии основных категорий окружающего мира, таких как понятие собственности, количество, число, пространство, время и т. д.
Таким образом, среди главных объектов гипотезы можно выделить:
Познавательный и мыслительный потенциал.
Осознание времени.
Осознание причинно-следственных связей.
Цветовое восприятие.
Восприятие форм.