Система функций массовой коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Существуют два основных вида функций – социальные и психологические, где учет психологических функций является необходимой предпосылкой для реализации массовой коммуникацией своих социальных функций.
Социальные:
Информирующая (представлять массовой аудитории сведения о событиях, имеющих социальную значимость).
Просветительская (трансляция информации, предназначенной для приобщения аудитории к социально значимым ценностям культуры прошлого и настоящего, проще говоря: предоставлении возможности всем членам общества приобрести некоторый гарантированный уровень культурной компетентности, величина которого зависит в том числе и от степени такой компетентности коммуникаторов).
Нормативно-регуляционная (речь идет не только о том, что в массовой коммуникации постоянно представляются важные нормативные документы — законы, указы и т. п. — и осуществляется их разъяснение и комментирование. Через средства массовой информации передаются общераспространенные моральные суждения и оценки. И это происходит независимо от любой цензуры, с помощью богатых выразительных возможностей, открытости и многомерности языка массовой коммуникации).
Психологические:
Функция социальной ориентировки и участия в формировании общественного мнения (индивид — общество). Основывается на потребности членов общества, составляющих аудиторию массовой коммуникации, быть не только получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности в создании определенного общественного мнения по разным значимым для общества вопросам (обратная связь).
Функция социальной идентификации (индивид — группа).
Функция контакта с другим человеком (индивид — другой индивид).
Функция самоутверждения (индивид — он сам). Функция самоутверждения проявляется в нахождении коммуникантами в сообщениях массовой коммуникации прямой или косвенной поддержки тех или иных ценностей, идей, взглядов самих коммуникантов и их референтных групп.
Социально-психологические функции тесно связаны и с общепсихологическими, в первую очередь, такими, как утилитарная функция и функция эмоциональной разрядки.
Утилитарная функция массовой коммуникации выражается в том, что с помощью средств массовой коммуникации человек имеет возможность решать конкретные практические, в том числе бытовые, проблемы.
Функция эмоциональной разрядки осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера. Здесь массовая коммуникация удовлетворяет естественную потребность человека в снятии напряжения.