... > Теория коммуникации > Соотношение понятий «информация»...

Соотношение понятий «информация» и «знание». Когнитология как наука

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

информация знание Отличия знания от информации общедоступное индивидуальное Когнитология
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Понятия «информация» и «знание» не являются тождественными

Знание может быть получено только конкретными людьми, личностями; наука получает знание, а не информацию. Исторически информация возникает позже, чем знание, импульс ее развитию дает изобретение письменности, когда знание отчуждается от своего конкретного носителя. 

Отличия знания от информации:

  1. Знание всегда существует в личной форме, непосредственно связано с личностью знающего и не существует без своего конкретного носителя. Информация, наоборот, существует в безличной форме и является отчужденной от профессионала формой знания. 

  2. Знание всегда личностно окрашено, содержит в себе установки, презумпции, мировоззренческие приоритеты. Информация же нейтральна и обязательно включает в свой состав формализованный компонент.

  3. Знание существует не только в форме гуманитарного или точного знания, но и в других формах — мифопоэтической, религиозной, идеологической. Подобное знание не может быть переведено без существенной потери смысла в форму информации, которая подчиняется теореме Геделя о принципиальной неполноте формализованных систем. Значит, невозможно полностью заформализовать процесс получения знаний об исследуемом объекте. Именно поэтому коммуникация через информационные каналы никогда не сможет заменить личное общение.

Таким образом, мы можем определить информацию как превращенную форму знания, которая является:

  • отчужденной от непосредственного носителя;

  • максимально нейтральной, очищенной от мировоззренческих и общенаучных установок конкретного специалиста;

  •  в той или иной мере формализованной.

В настоящее время в связи с развитием искусственного интеллекта и, в частности, экспертных систем проблемы взаимоперехода информации и знания встали особенно остро. В науке возникло новое направление — когнитология, которое занято проблемой создания информации на основе профессиональных знаний. 

Оно изучает специфику профессиональных знаний, как они организованы, каким образом ими пользуется специалист. Профессиональное знание бывает двух видов:

  • общедоступное — выраженное в публичной коммуникации (например, в форме опубликованной статьи или выступления на конференции);

  • и индивидуальное — не выраженное в публичной коммуникации (например, зафиксированное в личном архиве или вообще не зафиксированное в литературе). Индивидуальное знание, в свою очередь, подразделяется на явное (личные архивы, неопубликованные статьи) и неявное (скрытое, имплицитное) — знание, которое носитель не всегда может контролировать. 

Когнитолог, работая с конкретным специалистом-экспертом, выявляет это неявное знание, превращает его в информацию и закладывает полученную информацию в так называемые экспертные системы, являющиеся общедоступными. 

В деятельность когнитолога входит умение задавать вопросы, проводить беседы и интервью, которые позволяют извлечь из профессионала те знания, о которых он сам не задумывается и не может высказать о них четких суждений. То, что сам специалист не всегда способен выразить в словах, когнитолог обязан получить в виде логических суждений, рекомендаций к действию, оценок и т. д. Актуальность данной профессии связана прежде всего с ситуацией «утечки мозгов».

Специальность «когнитолог» в развитых странах считается одной из наиболее престижных. Готовят когнитологов из дипломированных программистов в течение двух лет специальной подготовки, включающей теорию коммуникации, психологию, социологию, философию.

Когнитология в узком смысле — процесс создания информации на основе персональных знаний. Когнитология в широком смысле — наука, изучающая взаимопереходы информации и знания. Информационная эргономика изучает превращение информации в знание.