Сравнительный анализ вербальной и невербальной коммуникации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Особенности вербальной коммуникации
Особенность вербальной коммуникации – вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения.
Вербальная коммуникация является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации.
Вербальная коммуникация — наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановитесь».
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т. п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной или неуспешной) реализации.
Вербальная коммуникация характеризуется социально значимым выбором при определении средств коммуникации. Говоря с другими, из обширного поля возможных средств речевой коммуникации выбираются те средства, которые кажутся наиболее подходящими для выражения мыслей в данной ситуации.
В речевой коммуникации создаются целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре. Даже вполне переводимые лексемы имеют разную культурную, и, следовательно, коммуникативную ценность (хлеб, деньги).
Выбор словесных средств способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент не всегда действительно говорит о том, что человек хорошо выглядит. Этот «коммуникативный ход», скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникаторов.
Особенности невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, а именно язык мимики и жестов человека — это индикаторы ее внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Наблюдение за собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых человеком в неформальной сфере. Вместе с тем знание и умелое использование невербальной коммуникации в деловых отношениях также может способствовать их улучшению, налаживанию деловых контактов.
Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте.
Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.
Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т. п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста.
Невербальная коммуникация, которая проявляется на уровне визуального контакта, имеет определенные этнические различия.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментальными исследованиями доказано, что, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к собеседнику.
Из двух видов межличностной коммуникации — вербальной (речь) и невербальной — невербальная коммуникация является более древней.
Как вербальные, так и невербальные средства, несмотря на свои различия, по своей природе являются знаками, а значит выполняют базовые функции коммуникации – информационную, прагматическую и экспрессивную.