Стратегии и формы аккультурации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Аккуль­турация Сепарация стратегии аккультурации сегрегация Маргинализация Ассимиляция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Аккуль­турация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культу­ры-реципиента одновременно выступают две (или больше) взаимо­действующие культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой, и, кроме того, представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.

Целью аккультурации считается достижение ин­теграции культур, дающей в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.

Было установлено, что в процессе аккультурации каждый человек одно­временно решает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру.

Среди возможных вариантов решения этих проблем существуют следующие стратегии аккультурации.

Сепарацияотрицание чужой культуры при сохранении иденти­фикации со своей культурой. В этом случае представители недо­минантной группы предпочитают большую или меньшую сте­пень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоля­ции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

Примеры сепарации

Поселения мигрантов.

Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке, известный также как Маленькая Одесса. Получил известность в СССР с середины 1970-х гг. как место компактного проживания эмигрантов из СССР, в основном из Украины и России, а также из Литвы и Беларуси.

Район широко известен русскоязычными фирмами — ресторанами, кафе, концертными залами. Здесь расположены многие культурные и просветительские центры русскоговорящей общины Нью-Йорка — радиостанции, телестудии, редакции газет, школы и учреждения дошкольного воспитания, досуговые центры, самая широкая инфраструктура обслуживания на русском языке. 

В качестве примера сепарации можно также назвать Чайна-тауны — населенные китайцами кварталы в некитайских городах. Центры коммерции, туризма и китайской культуры. 

Особенность таких поселений в том, что они, замкнувшись в собственном кругу общения, продолжают часто говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни. 

Пример сегрегации

Расовая сегрегация в США.

Поправки в Конституцию после гражданской войны 1861—1865 гг. отменили рабство, но тем не менее белые и чернокожие граждане не стали равны.

На Юге чернокожих преследовали расисты из Ку-Клукс-Клана (организация, которая отстаивала превосходство белых). В конце XIX в. там появились законы о сегрегации, действовавшие в разных штатах. Они получили общее название «законы Джима Кроу» (не были отменены до 1964 г.), так звали комического персонажа, лицо которого было раскрашено углем.

В чем выражалась сегрегация?

  • Афроамериканцы и белые жили в разных районах..

  • Ездили в разных вагонах поездов.

  • Межрасовые браки были невозможны.

  • Неграмотных, то есть почти всех афроамериканцев, законы лишали права голосовать.

  • В городах Севера чернокожие селились в гетто, где уровень жизни был гораздо хуже, чем в белых районах.

  • Вешались таблички «Только для белых» на скамейках, в парках или в ресторанах. 

  • Существовали так называемые «закатные города»(полностью белые города или районы в США, которые практиковали форму сегрегации, заключающуюся в ограничениях для небелых через комбинации местных дискриминационных законов, запугивание и насилие).

Маргинализацияэто одновременно потеря идентичности с соб­ственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия стремления к полу­чению новой идентичности (возможно, вследствие дискримина­ции или сегрегации со стороны этой культуры).

Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. 

На сегодняшний день, различают групповую и индивидуальную маргинализацию.

  • Индивидуальная маргинализация происходит в тех случаях, когда индивид не может целиком войти в новую культурную группу, это может иметь место в тех случаях, когда новая общественная либо культурная группа отвергает данного человека. Он становится своего рода «культурным гибридом», пользующимся нормами и правилами сразу нескольких различных друг от друга культур.

  • Групповая маргинализация появляется в итоге событий, которые расшатывают социум и его устои, например, в результате военных конфликтов, революций и самых разных кардинальных реформ.

Интеграция подразумевает такую ситуацию, когда индивид приравнивает себя как к старой, так и к новой культуре. При интеграции новая культура целиком принимает нового человека или группу. В данном случае, когда новые элементы входят в новую культурную общность, они так же, как и другие элементы этой общности, начинают служить общим целям данной культуры, но при это не утрачивают целиком своих культурных признаков.

Ассимиляция это потеря культурных моделей одной культуры и принятие культурных моделей иной культуры.

Данное понятие ассимиляции может рассматриваться и в качестве процесса, и в качестве состояния. Например, ассимиляция в качестве процесса подразумевает включение мигрантов в новый для них социум, а ассимиляция в качестве состояния подразумевает состояние сходства в поведенческих характеристиках, установках, ценностях у приезжих и принимающей их культуры.