Стратегии и формы аккультурации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Аккультурация представляет одновременно процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (культуры-реципиента) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).
В процессе аккультурации в качестве культуры-донора и культуры-реципиента одновременно выступают две (или больше) взаимодействующие культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой, и, кроме того, представители одной культуры могут полностью принимать ценности другой, отвергать их либо подходить к ним селективно, избирательно.
Целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающей в результате бикультуральную или мультикультуральную личность.
Было установлено, что в процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие проблемы — стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру.
Среди возможных вариантов решения этих проблем существуют следующие стратегии аккультурации.
Сепарация — отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на такой изоляции настаивают представители господствующей культуры, это называется сегрегацией.
Примеры сепарации
Поселения мигрантов.
Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке, известный также как Маленькая Одесса. Получил известность в СССР с середины 1970-х гг. как место компактного проживания эмигрантов из СССР, в основном из Украины и России, а также из Литвы и Беларуси.
Район широко известен русскоязычными фирмами — ресторанами, кафе, концертными залами. Здесь расположены многие культурные и просветительские центры русскоговорящей общины Нью-Йорка — радиостанции, телестудии, редакции газет, школы и учреждения дошкольного воспитания, досуговые центры, самая широкая инфраструктура обслуживания на русском языке.
В качестве примера сепарации можно также назвать Чайна-тауны — населенные китайцами кварталы в некитайских городах. Центры коммерции, туризма и китайской культуры.
Особенность таких поселений в том, что они, замкнувшись в собственном кругу общения, продолжают часто говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни.
Пример сегрегации
Расовая сегрегация в США.
Поправки в Конституцию после гражданской войны 1861—1865 гг. отменили рабство, но тем не менее белые и чернокожие граждане не стали равны.
На Юге чернокожих преследовали расисты из Ку-Клукс-Клана (организация, которая отстаивала превосходство белых). В конце XIX в. там появились законы о сегрегации, действовавшие в разных штатах. Они получили общее название «законы Джима Кроу» (не были отменены до 1964 г.), так звали комического персонажа, лицо которого было раскрашено углем.
В чем выражалась сегрегация?
Афроамериканцы и белые жили в разных районах..
Ездили в разных вагонах поездов.
Межрасовые браки были невозможны.
Неграмотных, то есть почти всех афроамериканцев, законы лишали права голосовать.
В городах Севера чернокожие селились в гетто, где уровень жизни был гораздо хуже, чем в белых районах.
Вешались таблички «Только для белых» на скамейках, в парках или в ресторанах.
Существовали так называемые «закатные города»(полностью белые города или районы в США, которые практиковали форму сегрегации, заключающуюся в ограничениях для небелых через комбинации местных дискриминационных законов, запугивание и насилие).
Маргинализация — это одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия стремления к получению новой идентичности (возможно, вследствие дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры).
Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
На сегодняшний день, различают групповую и индивидуальную маргинализацию.
Индивидуальная маргинализация происходит в тех случаях, когда индивид не может целиком войти в новую культурную группу, это может иметь место в тех случаях, когда новая общественная либо культурная группа отвергает данного человека. Он становится своего рода «культурным гибридом», пользующимся нормами и правилами сразу нескольких различных друг от друга культур.
Групповая маргинализация появляется в итоге событий, которые расшатывают социум и его устои, например, в результате военных конфликтов, революций и самых разных кардинальных реформ.
Интеграция подразумевает такую ситуацию, когда индивид приравнивает себя как к старой, так и к новой культуре. При интеграции новая культура целиком принимает нового человека или группу. В данном случае, когда новые элементы входят в новую культурную общность, они так же, как и другие элементы этой общности, начинают служить общим целям данной культуры, но при это не утрачивают целиком своих культурных признаков.
Ассимиляция — это потеря культурных моделей одной культуры и принятие культурных моделей иной культуры.
Данное понятие ассимиляции может рассматриваться и в качестве процесса, и в качестве состояния. Например, ассимиляция в качестве процесса подразумевает включение мигрантов в новый для них социум, а ассимиляция в качестве состояния подразумевает состояние сходства в поведенческих характеристиках, установках, ценностях у приезжих и принимающей их культуры.