Субъектно-субъектный характер социальной коммуникации. Соотношение терминов «коммуникация» и «общение»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Есть 2 формы коммуникации: субъектно-объектная и субъектно-субъектная. От первой ко второй мы переходим при непосредственном общении (например, вы находитесь в ситуации вынужденного бездействия, и единственно возможное — коммуникация, причем часто с незнакомым или нежелательным партнером). Изначально коммуникация субъектно-объектная (только вы выступаете в роли субъекта, а партнер — в роли объекта), носит утилитарный характер, но в процессе ее развития возможен переход к субъектно-субъектной.
Итого, коммуникация, направленная на достижение взаимопонимания, — это субъектно-субъектная коммуникация, которая иногда в научной литературе определяется как общение.
Существует три подхода к соотношению терминов «коммуникация» и «общение»:
Первый отождествляет эти понятия и предлагает использовать как синонимичные.
Второй сводит термин «общение» только к субъектно-субъектной коммуникации. Например, «общение никак не может быть приравнено ни к передаче сообщений, ни даже к обмену сообщениями. Общение — это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень их общности)».
Согласно третьему подходу, «общение» — это любой вид знаковой связи, «коммуникация» же — именно информационное общение, направленное непосредственно на производство, передачу или прием информации. В данном случае понятие «общение» шире, чем понятие «коммуникация».
Общение представляет собой субъектно-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они одинаково активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации имеет двунаправленный характер.
Коммуникация — монологична, общение — диалогично.
В «монологической» и «диалогической» формах связи применяются разные языковые средства:
для первой (субъект-объект) характерна тенденция к однозначности и жесткой кодификации значений; пример: приказы в армии;
вторая форма (субъект-субъект), напротив, тяготеет к многозначности и недосказанности, требующим сотворчества партнеров в процессах смыслообразования; пример: общение друзей, дискуссия.