Теории воздействия массовой коммуникации – повестки дня, зависимости
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Данная теория была популяризована Маккомбсом и Шоу. Согласно их исследованиям, СМК не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событиям. В связи с этим выдвигается такая категория, как повестка дня.
Между собой стабильно конкурируют разные типы повесток:
Политическая повестка дня, которую устанавливает государство.
Медиа-повестка, которую устанавливают средства массовой информации.
Публичная повестка дня, которая формируется в общественном мнении под влиянием двух предыдущих повесток, а также под влиянием личного опыта, который, будучи индикатором реальности, существенно ограничивает возможности манипуляции общественным мнением со стороны государства и средств массовой информации.
Эффект установления повестки дня проявляется только тогда, когда речь идет о проблемах, находящихся за пределами подобного опыта. Поскольку большинство политических проблем именно таковы, эффект установления повестки дня применим к ним в полной мере.
Кроме публичной повестки дня выделяются еще как минимум три вида не полностью совпадающих повесток:
личную, или внутреннюю, повестку дня;
межличностную повестку дня;
предполагаемую общественную повестку дня, т. е. представления индивида о том, какие проблемы наиболее важны для того сообщества, к которому он принадлежит.
Таким образом:
Повестка дня возникает на пересечении усилий различных СМИ, государства, других социальных и политических институтов и групп влияния и при этом подвержена воздействию неконтролируемых событий и внезапных кризисов.
Медиаповестка ни в коей мере не является отражением некоей объективной иерархии социальных проблем и тем, поскольку такой иерархии вообще не существует.
С помощью правильно установленной повестки дня можно направлять общественное мнение в желаемое русло.
Повестка контролирует тему, но не отношение.
Основная гипотеза зависимости гласит, что чем больше человек зависит от средств массовой информации для удовлетворения потребностей, тем более важными будут средства массовой информации в жизни человека и, следовательно, тем большее влияние средства массовой информации окажут на человека.
Зависимость от медиа возрастает по двум причинам:
Количество средств массовой информации и центральная роль средств массовой информации в обществе высоки. СМИ — «четвертая ветвь власти».
Общество претерпевает социальные изменения и конфликты. Люди обращаются к средствам массовой информации, чтобы понять эти важные события. Следовательно, у средств массовой информации больше возможностей оказывать влияние в период социальных изменений и конфликтов.
Условия зависимости и закрываемые потребности:
необходимость понять свой социальный мир (наблюдение);
необходимость действовать осмысленно и эффективно в этом мире (социальная полезность);
необходимость сбежать из этого мира при высоком напряжении (фантазия-побег).
Общество и аудитория медиа зависят от них в равной степени.
Эффекты сообщения медиа
Когнитивный. Создание/разрешение неоднозначности, постановка повестки дня, формирование отношения, расширение системы убеждений людей (плюрализм), разъяснение ценностей и конфликт. Когда конфликты ценностей разыгрываются в СМИ, в результате аудитория формирует свои собственные ценностные позиции.
Аффективный. Наиболее остро в периоды повышенной зависимости. Десенсибилизация в отношении насилия, трансляция криминала — страх города, моральный дух и чувство отчуждения в отношении изображаемых в СМИ социальных групп.
Поведенческий. Активационный/дезактивационный. Медиааудитория делает то, чего в противном случае не сделала бы — в противном случае сделала бы что-то, но не сделала бы этого вследствие сообщений СМИ.
Медиасистема имеет двусторонние отношения в зависимости от ресурсов с отдельными лицами (микроуровень), группами и организациями (мезоуровень) и другими социальными системами (макроуровень).
Взаимозависимости на системном уровне управляют медиапродуктами, диапазоном возможных социальных применений медиа, степенью зависимости аудитории от медиа для удовлетворения потребностей и в конечном итоге воздействием медиа на аудиторию.
Основная критика теории
Различия в измерениях на микроуровне и макроуровне затрудняют сопоставимость исследований.
Теорию часто сложно проверить эмпирически.
Смысл и сила зависимости иногда неясны.
Теории зависимости не хватает силы для объяснения долгосрочных эффектов.