Теории воздействия массовой коммуникации – волшебной пули, селективной экспозиции, двухступенчатого потока информации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Теория волшебной пули
Теория волшебной пули, или Теория подкожной иглы — теория Лассуэлла, согласно которой поток информации от источника СМИ к получателю рассматривается как неопосредованный и вызывающий мгновенные отклики среди аудитории.
Такая форма односторонней коммуникации представляет людей как пассивных и беспомощных перед лицом сильного коммуникационного стимула.
Коммуникация в рамках данной теории подобна волшебной пуле, перед которой зритель беззащитен: эта «пуля», летящая от коммуницируемого сообщения к мозгу человека, мгновенно «зажигает» реципиента, словно «электрическую лампочку», и оказывает прямое влияние на его идеи, чувства, знания или мотивацию.
Модель Лассуэлла оказалась применимой для качественного изучения процессов массовой коммуникации: пропаганды, рекламы, электоральных кампаний. Теория была также использована для анализа воздействия немецких фильмов и нацистской пропаганды на население Германии, а также для анализа влияния на американское общество таких фильмов, как «Это случилось однажды ночью» и «Мистер Смит едет в Вашингтон», которые вышли во время Второй мировой войны.
Теория селективной экспозиции
Аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ.
Селективная экспозиция — это стремление людей иметь дело с теми сообщениями, которые соответствуют их мнениям и интересам, и в то же время избегать того, что может вызвать диссонанс. Селективная экспозиция — часть теории селективного влияния (+ Селективное запоминание и Селективная перцепция).
Основа теории селективного влияния — теория когнитивного диссонанса. Она заключается в том, что информация, не соответствующая имеющимся у человека оценкам и убеждениям, вызывает психологический дискомфорт, или диссонанс, от которого необходимо избавиться. Обычно люди стараются не менять свои знания о себе и об окружающем мире.
Теория двухступенчатого потока информации
Теория двухступенчатого потока информации утверждает, что усваивание информации реципиентом происходит в два этапа. Исследования показали, что СМИ являются малоэффективным средством убеждения на уровне одного человека, но при этом информация, проникающая в первичные группы, например, друзей или семьи, посредством межличностного общения способна воздействовать в более значительной мере на реципиента.