... > Теория коммуникации > Теория спирали молчания...

Теория спирали молчания Э. Ноэль-Нойман

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Спираль молчания Связь со СМИ Феномен «сдвига последней минуты» Феномен «эффект одной упряжки» Парадокс Абилина
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Спираль молчания

Суть: люди с меньшей вероятностью выскажут свое мнение на ту или иную тему, если будут чувствовать, что находятся в меньшинстве.

Спираль молчания — это присоединение к большинству. Я отвечаю так, как я думаю, отвечают другие люди. Те, кто идут после меня, отвечают, как я, потому что я увеличил воображаемое большинство на себя одного. Одни группы побуждают других говорить или молчать до тех пор, пока одна из позиций не исчезнет.

В основе — страх изоляции

Общественное мнение базируется на бессозна­тельном стремлении людей, живущих в некотором сооб­естве, прийти к общему суждению, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения со­ответственно обстоятельствам. Результатом признания общественного мнения служит интеграция, укрепление сплоченности и на этой основе — способности действовать и принимать решения.

В противоположном случае обще­ство угро­жает изоляцией, отторжением индивидам, отклоняющимся от консенсуса. Этот страх изоляции по­буждает постоянно выяснять, какие мнения и способы поведения одобряются, утверждаются или не одобряются, постоянно искореняются в их окружении. Если люди считают, что соответствуют консенсусу общественного мнения, они более уверены в себе и участвуют в разговоре, частном или публичном, открыто демонстрируют свои убеждения. Если же люди убеждены, что их меньшинство, они становятся осторожными и молчаливыми, усиливая у об­щественности впечатление слабости своего лагеря, пока этот лагерь действительно не сократится до малого твер­дого ядра, которое крепко держится за прежние ценности, или пока не будет объявлено табу на него.

Связь со СМИ: создавая повестку — те основные темы в обществе, интерес к которым сохраняется на протяжении продолжительного времени — именно они часто и определяют, какое мнение окажется в обществе доминирующим. СМИ создают публичное пространство, из которого каждый конкретный реципиент черпает свое представление об общественном мнении. Как правило, СМИ склонны к тому, чтобы обозначать лишь небольшое количество мнений по каждому из вопросов, заставляя людей еще сильнее заблуждаться в своих представлениях и принимать позицию молчания. В свою очередь, сами СМИ ориентированы на представление мнений, вырабатываемых отдельными членами общества, и также склонны попадать в спираль, не находя ряда мнений, не высказанных членами общества из опасения социального давления на них.

Сопутствующие феномены:

  • Феномен «сдвига последней минуты». Люди, не сформировавшие индивидуальное мнение и отличающиеся безынициативностью, если все же в последний момент решают использовать свой голос, то присоединяются к более «громкой и активной» части общества, поскольку считают ее большинством, а, следовательно, правильным.

  • Феномен «эффект одной упряжки». Люди, которые выдают себя за сторонников победителя, хотя голосовали за другую кандидатуру. 

  • Парадокс Абилина. Принятое в группе решение может идти вразрез со взглядами членов этой группы. Такая несостыковка происходит в результате скрывания людьми своего мнения из-за страха оказаться в меньшинстве.