Теория спирали молчания Э. Ноэль-Нойман
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Спираль молчания
Суть: люди с меньшей вероятностью выскажут свое мнение на ту или иную тему, если будут чувствовать, что находятся в меньшинстве.
Спираль молчания — это присоединение к большинству. Я отвечаю так, как я думаю, отвечают другие люди. Те, кто идут после меня, отвечают, как я, потому что я увеличил воображаемое большинство на себя одного. Одни группы побуждают других говорить или молчать до тех пор, пока одна из позиций не исчезнет.
В основе — страх изоляции
Общественное мнение базируется на бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообестве, прийти к общему суждению, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам. Результатом признания общественного мнения служит интеграция, укрепление сплоченности и на этой основе — способности действовать и принимать решения.
В противоположном случае общество угрожает изоляцией, отторжением индивидам, отклоняющимся от консенсуса. Этот страх изоляции побуждает постоянно выяснять, какие мнения и способы поведения одобряются, утверждаются или не одобряются, постоянно искореняются в их окружении. Если люди считают, что соответствуют консенсусу общественного мнения, они более уверены в себе и участвуют в разговоре, частном или публичном, открыто демонстрируют свои убеждения. Если же люди убеждены, что их меньшинство, они становятся осторожными и молчаливыми, усиливая у общественности впечатление слабости своего лагеря, пока этот лагерь действительно не сократится до малого твердого ядра, которое крепко держится за прежние ценности, или пока не будет объявлено табу на него.
Связь со СМИ: создавая повестку — те основные темы в обществе, интерес к которым сохраняется на протяжении продолжительного времени — именно они часто и определяют, какое мнение окажется в обществе доминирующим. СМИ создают публичное пространство, из которого каждый конкретный реципиент черпает свое представление об общественном мнении. Как правило, СМИ склонны к тому, чтобы обозначать лишь небольшое количество мнений по каждому из вопросов, заставляя людей еще сильнее заблуждаться в своих представлениях и принимать позицию молчания. В свою очередь, сами СМИ ориентированы на представление мнений, вырабатываемых отдельными членами общества, и также склонны попадать в спираль, не находя ряда мнений, не высказанных членами общества из опасения социального давления на них.
Сопутствующие феномены:
Феномен «сдвига последней минуты». Люди, не сформировавшие индивидуальное мнение и отличающиеся безынициативностью, если все же в последний момент решают использовать свой голос, то присоединяются к более «громкой и активной» части общества, поскольку считают ее большинством, а, следовательно, правильным.
Феномен «эффект одной упряжки». Люди, которые выдают себя за сторонников победителя, хотя голосовали за другую кандидатуру.
Парадокс Абилина. Принятое в группе решение может идти вразрез со взглядами членов этой группы. Такая несостыковка происходит в результате скрывания людьми своего мнения из-за страха оказаться в меньшинстве.