Концепция реализма в теории международных отношений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Главные акторы Национальный интерес Национальная безопасность с точки зрения морали подвергалась критике неореализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Своими истоками школа политического реализма восходит к работам Фукидида, Н. Макиавелли, Т. Гоббса и др. Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Рейнхольд Нибур (1892-1971 гг.). Американский политолог Ганс Моргентау (1904-1980 гг.) считается основателем классической теории реализма. Всех реалистов объединяет понимание человека как существа, руководствующегося в своем поведении эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование. Это находит свое отражение и в международной политике.

Школа сформировалась во второй половине 40-х гг. XX века в США и соответствовала реалиям периода «холодной войны». Сторонники этой школы считали, что не следует идеализировать политическую действительность, в политике надо исходить из реального положения дел. А реальность такова, что каковы бы ни были цели международной политики, стремление к власти всегда в них присутствует в качестве основного мотива. Г. Моргентау полагал, что международная политика — это всегда борьба за власть. Реалисты выступают сторонниками «силовой» концепции политики. Г. Моргентау считал, что «силовое» начало политики вытекает из внутренне присущего человеку стремления доминировать, господствовать. Это начало определяет и поведение государств.

Главные акторы международной политики — национальные государства, и мировая арена — это поле их острого противоборства. Основной движущей силой деятельности государства на международной арене является национальный интерес. Сотрудничество различных стран — это результат сходства национальных интересов, противостояние — следствие их различия.

Национальный интерес — одна из ключевых категорий в теории реализма. На защиту национального интереса должна быть сориентирована внешняя политика государства. Концепция «национального интереса», определяемого в терминах власти (силы), была разработана Г. Моргентау

Национальный интерес — осознание и отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального государства, которые выражаются в обеспечении национальной безопасности и создании условий для сохранения и развития общества.

Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности — потребности физического выживания, к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом внешнего вторжения.

Национальная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.

В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой часть всеобщей безопасности. Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств. Всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Реалисты исходят из того, что при защите собственных интересов государства обязаны идти на соглашения, достигаемые путем взаимных уступок, на компромиссы, не затрагивающие жизненно важные интересы, сдерживать свое стремление к власти (доминированию) в мировой политике. Государства участвуют в международных отношениях посредством дипломатии.

Наряду с понятием национального интереса ключевую роль в теории политического реализма играет понятие баланса сил. 

Баланс сил — ситуация равновесия между государствами как условие сохранения мира и стабильности.

Это теоретическое положение основано на трактовке Т. Гоббсом международных отношений как враждебной среды, в которой государства постоянно подвержены угрозе нападения и вынуждены поддерживать соизмеримый с соперниками силовой потенциал. С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного субъекта международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта. Международный баланс сил рассматривается реалистами как самое эффективное средство сохранения мира. Нарушение силового равновесия влечет за собой войны, поэтому достижение и поддержка баланса сил — важная цель международной политики.

Политический реализм не противопоставляет политику морали, учитывает значимость политического действия с точки зрения морали. Однако оставляет ей мало места в своей концепции, так как исходит из того, что политические действия укоренены в неизменной и несовершенной природе человека. Поэтому неизбежны противоречия между нормами морали и требованиями политического действия. Ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель, на установление того, что хорошо, а что плохо с моральной точки зрения. Реалисты осуждали стремление отождествлять моральные устремления отдельного государства с универсальными моральными законами. В этом вопросе они следовали установке Н. Макиавелли на автономность политической сферы, где господствует политический интерес.

Концепция Г. Моргентау и других реалистов подвергалась критике за упрощенность, одномерность в объяснении сложной системы международных отношений (почти все объясняется борьбой за власть, достижением баланса сил или его нарушением). Не учитывалось реалистами влияние на международную политику экономических, межправительственных и иных структур, интеграционных тенденций, международного сотрудничества.

К концу 1970-х гг. сформировался неореализм (другое название — структурный реализм) как направление в политическом реализме. Его основателем считается Кеннет Уолте — американский политолог. Неореализм при сохранении ключевых постулатов реализма (о балансе сил, ведущей роли национального интереса) учитывает влияние на политику экономических акторов. Борьба не только за власть, но и за экономические ресурсы движет политику. Уолте сравнивал международные отношения с рынком, где государства в конкурентной борьбе стремятся улучшить свои экономические и иные позиции, усилить свое могущество. Неореализм вводит в анализ мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе влияния на государство, создающем ограничения или, наоборот, благоприятные условия для его внешнеполитического поведения.