Мягкая сила. Как США используют фэшн-индустрию ?

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Джозеф Най Мягкая сила американский брендов

Кажется, что мода и политика явления принципиально разные, которые мало пересекаются друг с другом. Но, так кажется только на первый взгляд, при более детальном рассмотрении вопроса можно увидеть, что мода на разных этапах истории, для различных политических действий.

В частности, на современном этапе, мода используются в контексте популярной политологической концепции «мягкой силы». Следует сказать, что термин «мягка сила» ввёл в 1980-е гг. ввёл в оборот американский политолог Джозеф Най.

Мягкая сила – это форма политической власти, когда желаемые результаты в международных отношениях достигаются не с помощью силы, а посредством преимуществ и привлекательности культуры, уклада жизни и т.д. Американская индустрия моды является крупнейшей в мире, 5 самых дорогих на планете фэшн компаний имеют американское происхождение. Поэтому, американская индустрия моды, хочет она того или нет, помогает США распространять своё культурное, экономическое и идеологическое влияние.

Продукция таких американский брендов как Nike, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger, Levi's, ассоциируется у многих людей уже не только как просто качественная и красивая одежда, но и приобретает идеологический смысл, символизируя американский образ жизни и ценности. Особенно хорошо это понимают граждане бывшего СССР, молодыми заставшие эпоху распада государства. В конце 1980-х и начале 1990-х, начало массовой продажи в СССР одежды американского образца, по типу джинсовых штанов Levi's, молодым поколением воспринималась как приход в страну свободы. Огромная американская индустрия моды США показывала советским людям преимущества американского уклада жизни, где царит потребительское разнообразие. В 1990-е в среде неосоветских консерваторов было даже популярно выражение «продали страну за джинсы и жвачку». Так что можно смело сказать, что в крушении идеалов СССР не последнюю роль сыграла, как «мягкая сила», американская индустрия моды.

В последнее время индустрия моды США всё больше и больше используется как проводник идеологии, причём сейчас это происходит в открытую и прямо, в отличие от XX в. когда это происходило косвенно. На сегодняшний день, крупные американские фешн компании, активно проталкивают леволиберальную повестку. Например, компания Nike (самый крупный производитель спортивной одежды с годовым оборотом более 50 млрд долларов, работающий в 170 странах мира), активно поддерживает ЛГБТ движение (запрещено в РФ). В 2019 году Nike выпустил линейку кроссовок, окрашенных в официальные цвета ЛГБТ сообщества. Производитель одежды премиум-класса Ralph Lauren, в 2019 и 2020 гг. выпускал гендерно-нейтральную и ЛГБТ(запрещено в РФ) коллекцию одежды. Как Nike, так и Ralph Lauren, продавали данные коллекции не только в США, но и за их пределами (Европа, Япония, Южная Корея). Таких примеров огромное множество, практически все крупные игроки американской индустрии моды так или иначе вовлечены в леволиберальную пропаганду идей «diversity», доминирующей в современной западной культуре. В этом и заключается «мягкая сила» американской индустрии моды, показать всему миру, что американская культура несёт защиту интересов прав всех меньшинств.

Таким образом, индустрия моды Соединённых штатов играет важную роль в распространении американских культурных идеалов по всему миру. В прошлом веке «мягкая сила» американской моды, косвенно, помогла сокрушить идеалы коммунизма. А на сегодняшнем этапе истории американская мода, прямо распространяет леволиберальные нарративы.