Особенности государства как субъекта международных отношениях
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
У государства есть ряд преимуществ перед другими субъектами:
оно обладает полнотой и универсальностью политической власти, материальными возможностями;
в его руках сосредоточены экономический и научно-технический потенциал, военная мощь и иные рычаги воздействия;
межгосударственные отношения строятся на принципах суверенитета, который означает, что данный субъект не признает в отношении самого себя никакой высшей власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые им были взяты на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.
Экспансия не имеет популярности, так как влиятельным странам в условиях глобализации экономики, финансов и инфляции, достаточно иметь систему контроля, а не владение территорией. Идеологами американской внешней политики — доктрина «ограниченного суверенитета». Распад СССР — усиление позиций США. Возникла ситуация (американские исследователи Б. Рассет и Х. Старр): «Если все государства равны, то некоторые из них равны больше, чем другие». Следствием такого положения является так называемая международная стратификация, предлагающая фактическую иерархию. Ф. Фукуяма: «Гибель национализма — это вопрос времени».
Государства выполняют жизненно важные политические, социальные и экономические функции, и одна другая организация не соперничает с ними в этом отношении. Вызовы меняются, но государства удерживаются. В подавляющем большинстве стран именно государство продолжает оставаться несущей конструкцией национальной идентичности. Особенно это относится к странам, где гражданское общество, которое может выступить в качестве ее опоры, не получило еще такого развития, как в государствах «семерки» или объединенной Европы. Государство имеет возможность, в отличие от некоторых участников, взаимодействовать с другими субъектами: государствами, международными организациями, объединениями, политическими движениями и отдельными людьми. Такая вовлеченность зависит прежде всего от побудительных мотивов его участия в решении международных проблем.
Вместе с тем есть слабости государств: политическая инертность правительств и аппарата власти, неспособных мобилизовать силы, чтобы справится с угрозами в области международных отношений, вследствие множественности и сложности проблем, нежелание бюрократии идти на риск, страх быть ответственными перед парламентами и избирателями, занятости личными вопросами благосостояния и т. п. Правительства не в состоянии осознать глобальные проблемы и рассматривают их как нечто весьма отдаленное и не связанное с повседневностью.
Ряд объективных тенденций в современных условиях влияет на изменение роли государства:
глобализация заставила взглянуть по-иному на проблему участия государства в международных отношениях. Традиционно оно складывалось из сочетаний усилий дипломатии, вооруженных сил и разведки. Но сейчас, находясь под сильным давлением других субъектов, вынуждено иметь собственную внешнюю финансово-экономическую, информационную, научно-техническую, экологическую и демографическую политику;
распространение демократии еще больше осложнило проблему государства. С точки зрения права, от его имени могут выступать только законные органы власти или назначенные представители. Но практика показывает, что у многих стран усилились внутренние институты, которые не имели раньше веса во внешней политике. Проблема в том, что большинство государств мира не является демократическими странами. Межгосударственные отношения — высочайший уровень международных отношений на сегодняшний день.