... > Теория международных отношений > Проблема белорусско-российской интеграции

Проблема белорусско-российской интеграции

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

СНГ Новая национальная государственность Этнократический характер Русская диаспора Эскалация межэтнических конфликтов Проблема границ Независимая экономическая политика Влияние внешних сил
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

При образовании СНГ (Содружества Независимых Государств) в декабре 1991 г. многие считали, что исторически сложившиеся между бывшими союзными республиками и проживавшими в них народами связи неизбежно приведут к тому, что Содружество относительно быстро превратится в новое интегрированное объединение наподобие ЕС. Однако возник ряд вопросов.

Новая национальная государственность

Началось отстаивание новой национальной государственности. Во многих республиках в перестроечный период были модны лозунги «освобождения от имперского гнета», национального возрождения или восстановления утраченной государственности. 

Этнократический характер

Практически везде на постсоветском пространстве государственно-политические системы приобрели этнократический характер. Новая национальная идентичность строилась на базе истории, культуры и языка титульной нации. Это привело к серьезному изменению взглядов, как на прошлое новых стран, так и на их современное идеологическое позиционирование. 

Русская диаспора

В мире появилась одна из крупнейших диаспор — русская. Двадцать пять миллионов русских «вдруг» стали иностранцами. В большинстве новых государств русские подверглись различным формам явной и скрытой дискриминации. Это ставило саму Россию в крайне двусмысленное положение: с одной стороны, она должная уважать признаваемый ею суверенитет других стран и не вмешиваться в их внутренние дела, а с другой — масштаб проблемы и обстоятельства ее возникновения делают безучастие к ней невозможным. «Русский вопрос» не разрешен до сих пор.

Эскалация межэтнических конфликтов

Распад СССР сопровождался эскалацией межэтнических конфликтов. Вновь подтвердилась историческая закономерность: «малодержавный» шовинизм является намного агрессивнее «великодержавного». Происхождение конфликтов связано как с обстоятельствами вхождения различных народов в состав России, так и в особенности с национальной политикой Советской власти. Однако отказ от коммунистического прошлого взявшими курс на строительство «демократии» молодыми государствами не сопровождался пересмотром «тоталитарных» границ. Россия по причинам исторического и в особенности политического характера не могла оставаться в стороне и была вынуждена вмешаться в достаточно жесткой форме. Однако это вмешательство существенно ослабляет интеграционный потенциал вовлеченных в конфликт государств, ведь именно они проявляют склонность к антироссийским коалициям.

Проблема границ

Прозрачность границ внутри СНГ сопряжена не только с удобством бесперебойного общения, но и с без таможенным перемещением грузов, нелегальной миграцией, интернациональной преступностью, торговлей оружием, наркобизнесом. Проблема охраны границ стоит особенно остро в регионе Центральной Азии, примыкающем к основным центрам международной нестабильности.

Независимая экономическая политика

После ликвидации СССР во всех странах началось проведение независимой экономической политики. Ее формы, темпы, степень внешнего воздействия существенно различались. В итоге формировались разные экономические модели, которые чем дальше, тем труднее было совмещать. Ситуация осложнялась проблемой нехватки ресурсов в условиях экономического и трансформационного кризисов. Ни в одном из новых государств не хватало средств для решения стоящих перед ними задач. Многие продолжали пользоваться российскими энергетическими ресурсами без должного денежного возмещения, в котором остро нуждалась сама Россия. Более того, в некоторых странах можно было услышать, что ранее угнетавшая их Россия должна в качестве компенсации экономически поддерживать проводимые после краха социализма преобразования. 

Влияние внешних сил

С момента возникновения пространство СНГ стало объектом влияния различных внешних сил. Среди них — США, ЕС, Китай, Турция, Иран. В Америке была сформулирована концепция поддержания геополитического плюрализма на постсоветском пространстве, которая исключала восстановление какого-либо подобия СССР. В 1998 г. госсекретарь США М. Олбрайт высказалась более определенно: «Наша задача состоит в том, чтобы управлять последствиями распада советской империи».