Состояние науки о международных отношениях в Республике Беларусь: основные теоретические проблемы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Политическое направление Экономическое направление Направление правовых отношений Цель международных отношений объект и сфера теории международных отношений Для чего нужна политика человек или государство Международная стабильность Принципы внешней политики Беларуси
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Теория международных отношений является синтезирующей наукой, опирающейся прежде всего на выводы и исследования трех основных направлений — политических, экономических, правовых отношений. 

  • Политическое направление — обращается внимание на проблемы международной безопасности, гонки вооружений, соотношение сил, потенциальных и реальных угроз, терроризм, внутренние и внешние конфликты. К ним обращено особое внимание с учетом процесса распада ряда государств и наличия сепаратистских тенденций. Политические отношения изучают деятельность международных институтов (ООН, НАТО, ОБСЕ, СНГ, ЕС и др.). 

  • Экономическое направление — международные экономические отношения стали выходить на передний план в условиях глобализации, роста экономического потенциала ведущих стран и резкого ослабления позиций большинства государств. Проблемы бедности и нищеты, голода, эпидемий, экологических катастроф, место МВФ и ВБ в социально-экономической ситуации в мире и т. д.

  • Направление правовых отношений — международное право вообще, и права человека в частности, стали занимать видное место в условиях сохранения авторитарного и тоталитарного режимов. Как отмечает белорусский исследователь Евменов, «международное общество достигло значительного прогресса в разработке гражданских прав человека, прав женщин, инвалидов, ребенка, беженцев, заключенных, рабочих-мигрантов и их семей, коренных народов, религиозных и национальных меньшинств, прав на развитие». 

Все эти вопросы все чаще становятся в центре изучения теории международных отношений.

Цель международных отношений — создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих субъектов.

Вот почему практика внешней политики Беларуси ставит перед наукой задачу создания и совершенствования соответствующих средств, которые помогали бы обозревать не только отдельные части, но и общую картину международных отношений. Отсюда проблема осмысления связи и взаимодействия различных по характеру и по форме процессов, нахождения общего в многообразии явлений. Поэтому, как нам представляется, объект и сфера теории международных отношений должны включать:

  • исследования значения и роли для всех стран, в том числе для Беларуси, ряда факторов: географических, этнических, политических. правовых, исторических, моральных, которые присутствуют во внешней политике других стран;

  • изучение закономерностей взаимодействия этих факторов, определяющих вес и роль различных государств на мировой арене, причем не в статистике, а в динамике;

  • анализ механизмов формирования внешнеполитических интересов, целей, направлений и средств, их соотношений в конкретных условиях, страноведческие проблемы.

Данная проблематика может иметь и свои измерения. Для теории и практики международных отношений важен анализ времени, типологии государств, пространств, динамики и интенсивности связей в прошлом, настоящем и будущем.

Сегодня в Беларуси особенно остро встает вопрос о том, какие принципы внешней политики действительно отвечают насущным нуждам людей. Для чего нужна политика? Главное состоит, видимо, в том, чтобы она не была связана с постоянным перенапряжением сил, растратой энергии сотен тысяч людей, правовым беспределом, экономическими потерями. Необходимы ответы на такие непростые вопросы: ценой каких усилий достигается результат? Какие шаги в нашей политике помогают благу человека в Беларуси, а какие связаны со страданием и горем людей? Что такое независимость государства, его целостность, престиж на международной арене с учетом введения российского рубля, как единого платежного средства? Это непростые вопросы. Видимо переход Беларуси от советской политико-экономической системы к другой, принципиально отличной, не совершается вдруг и гладко, без срывов и кризисов. Согласен с мнением российского исследователя Н. Косолапова, который отмечает, что «на всем протяжении такого периода, особенно в самый начальный период, когда разрушение старого доминирует, а новое еще слабо и неустойчиво, именно внешняя политика демонстрирует миру характер и направленность происходящих в стране перемен и, что важнее, обеспечивает внешние условия, дающие возможность продолжить и развить внутренние преобразования».

Все эти проблемы напрямую связаны с международной теорией и практикой. Другими словами, что есть средство, а что цель внешней политики: человек или государство? Кто кому служит? Вправе ли государство, несмотря ни на что, ради соображений подчас отвлеченно-логических и мифических (тайные договоры, престиж) жертвовать людьми против их воли, вопреки свободному их выбору? Не во имя защиты их собственной жизни, защиты ближних, родных, убеждений, обычаев — а ради Отечества? Показательны в этом отношении высказывания Ш. Монтескье в его великом труде «О духе законов»:

Не следует лишать народ действительно необходимого ради удовлетворения мнимых потребностей государства. Мнимые потребности государства — это все то, чего требуют страсти и слабости тех, кто управляет: очарование необычного проекта, болезненная жажда суетной славы и некоторое бессилие рассудка перед фантазией. Нередко беспокойные умы, поставленные государем во главе правления, считали, что нужды государства — это нужды их мелких душ.

Вопросы эти далеко не праздные. Испокон веков ради созерцательных, хотя бы и самых совершенных идеалов всеобщего счастья приносились в жертву конкретные люди, т. е. допускалось в той или иной степени насилие. И в современном мире эти вопросы по-прежнему продолжают волновать всех. Особенно остро они встали перед людьми с осознанием того факта, что сейчас насилие в любой форме недопустимо как никогда, так как чревато всеобщим уничтожением, перед лицом которого любой идеал теряет всякий смысл.

Вместе с тем личности, для оказания серьезного, устойчивого воздействия на те или иные процессы, их направленности в желаемое русло, для участия в управлении ими необходимо эффективно включаться в политику, а не стремиться оставаться от нее в стороне. Международная стабильность возможна лишь как прогнозируемый процесс направленных и ожидаемых перемен и только для участников таких перемен. Для всех остальных подобный процесс может выглядеть стабильным лишь в смысле их постоянного аутсайдерства. Самоисключение из международной жизни возможно только ценой утраты роли, веса, места страны в мировом развитии.

Принципы внешней политики Беларуси, которых она должна придерживаться для укрепление своих позиций на международной арене и улучшения жизнь нашего народа:

  • Белорусское государство выражает в своей внешней политике коренные интересы народа;

  • проводит миролюбивую внешнюю политику, соблюдает обязательства по международным договорам, участником которых оно является;

  • строит свои двусторонние и многосторонние отношения с другими государствами и международными организациями на основе принципов и норм международного права;

  • может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них;

  • не допускает заключения международных договоров и соглашений, которые не соответствуют Конституции страны;

  • придерживается принципов неприменения силы или угрозы силой, стремится к разрешению любых региональных и международных конфликтов только мирными средствами;

  • не выдвигает территориальных претензий к сопредельным государствам и не признает никаких территориальных притязаний к себе;

  • выступает в пользу неделимости международного мира и безопасности и считает, что всеобщая безопасность предполагает взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

  • признает приоритет общепризнанных норм международного права;

  • сохраняет приверженность политике ядерного разоружения, последовательной демилитаризации международных отношений.