Цивилизации как современные субъекты международных отношений
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Сегодня в международных отношениях присутствуют дискуссии, суть которых сводиться к проблеме: какая цивилизация призвана сыграть ведущую роль в развитии современного мира — всемирная, охватывающая все страны и народы, или универсальная — страны и народы Северной Америки и Западной Европы. При поиске ответа нужно отметить, что большой популярностью на западе пользуется точка зрения, которой придерживается С. Хантингтон, обосновавший наличие семи противоборствующих цивилизаций: западная (или иудейско-христианская), восточно-европейская, исламская, южно-азиатская, конфуцианская, латиноамериканская и африканская.
Латиноамериканская цивилизация смирилась с некой «второсортностью». Эта цивилизация питает надежды на вхождение в НАФТА, маневрирует привлекая японские и западные капиталы. Восточно-европейская цивилизация с выходом в новое тысячелетие ощутила значимость православия, коллективизма, иной трудовой этики. Мусульманская цивилизация превратила внешние границы своего мира на Ближнем Востоке, в Европе, в Азии, в Африке в подлинные фронты XXI в. Индуистская цивилизация готова противостоять буддизму на юге и востоке, исламу – на западе и севере. Конфуцианская цивилизация осуществляет фантастический сплав новейшей технологии и традиционного стоицизма, демонстрируя исключительный рост самосознания.