Анкетирование и его виды

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

АНКЕТНЫЙ ОПРОС Почтовый опрос Прессовый опрос
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

АНКЕТНЫЙ ОПРОС – это метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.

  • ПРЕИМУЩЕСТВА: Респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос; влияние исследователя на ход и результат анкетного опроса сведено к минимуму. У респондента достаточно времени на обдумывание вопросов. Полная анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Относительная дешевизна и оперативность.

  • НЕДОСТАТКИ: Невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Риск невозврата анкет, пропусков в ответах на вопросы.

Анкетирование может быть очным (индивидуальное, групповое) и заочным (почтовое, прессовое и онлайн)

Почтовый опрос разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок. Заключается в рассылке анкет по заранее выбранным адресам и получении ответов по почте. 

  • Достоинства метода — возможность: получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).

  • Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.

Прессовый опрос разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.

  • Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

  • Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

К онлайн анкетированию относятся CAWI, Онлайн-панель и River sampling.

CAWI (Computer Assisted Web Interviewing) — опрос без личного участия интервьюера в ходе интервью, респондент заполняет анкету самостоятельно.

ОНЛАЙН-ПАНЕЛЬ – это один из способов организации опроса в сети. Она состоит из постоянно обновляемой базы респондентов, которые: добровольно согласились на участие в опросах; при регистрации в панели заполнили анкету, разделившую их на сегменты, необходимые будущему исследователю. 

RIVER SAMPLING (ПОТОЧНАЯ ВЫБОРКА) – это привлечение на онлайн-опросы респондентов напрямую из Интернета, без регистрации в панели.