Анкетирование и его виды
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
АНКЕТНЫЙ ОПРОС – это метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.
ПРЕИМУЩЕСТВА: Респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос; влияние исследователя на ход и результат анкетного опроса сведено к минимуму. У респондента достаточно времени на обдумывание вопросов. Полная анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Относительная дешевизна и оперативность.
НЕДОСТАТКИ: Невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Риск невозврата анкет, пропусков в ответах на вопросы.
Анкетирование может быть очным (индивидуальное, групповое) и заочным (почтовое, прессовое и онлайн)
Почтовый опрос — разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок. Заключается в рассылке анкет по заранее выбранным адресам и получении ответов по почте.
Достоинства метода — возможность: получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам невозможно добраться, иметь дополнительную информацию, корректирующую данные, произведенные любым иным методом, экономить средства (почтовый опрос обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования).
Недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность выбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.
Прессовый опрос — разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати.
Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
К онлайн анкетированию относятся CAWI, Онлайн-панель и River sampling.
CAWI (Computer Assisted Web Interviewing) — опрос без личного участия интервьюера в ходе интервью, респондент заполняет анкету самостоятельно.
ОНЛАЙН-ПАНЕЛЬ – это один из способов организации опроса в сети. Она состоит из постоянно обновляемой базы респондентов, которые: добровольно согласились на участие в опросах; при регистрации в панели заполнили анкету, разделившую их на сегменты, необходимые будущему исследователю.
RIVER SAMPLING (ПОТОЧНАЯ ВЫБОРКА) – это привлечение на онлайн-опросы респондентов напрямую из Интернета, без регистрации в панели.