Аппаратные методы изучения аудитории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

people Meter (РМ) personal people Meter (РРМ) Set Top Box Система «РадиоКонтроль»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Медиаметрия – измерение количественных и качественных характеристик медиаканала и аудитории СМИ. Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи.

В последние годы в мире стали отдавать предпочтение аппаратному методу сбора информации об аудитории. Аппаратные исследования проводятся с помощью электронных записывающих устройств. Такие устройства фиксируют телесмотрение или радиослушание респондента и передают информацию в исследовательскую компанию (к таким исследованиям относятся методы people Meter (РМ), personal people Meter (РРМ), Set Top Box, Система «РадиоКонтроль»).

Наиболее используемым методом исследования аудитории телевидения является аппаратный метод, осуществляемый с помощью специального оборудования – people Meter (РМ), – которое устанавливается в домохозяйстве и регистрирует телесмотрение всех представителей семьи. Сущность данного метода заключается в получении электронных данных о привычках телесмотрения каждого респондента. Сбор и анализ данных осуществляется с помощью специальных приборов: один прибор подключается к телевизору и регистрирует канал, который включен в данный момент; второй прибор представляет собой панель, похожую на пульт дистанционного управления, которая регистрирует индивидуальное телесмотрение. Панель содержит систему регистрации – набор кнопок, каждая из которых соответствует тому или иному телезрителю в рамках рассматриваемого домохозяйства. Каждый член домохозяйства, входя в комнату с включенным телевизором, обязан зарегистрироваться (нажать свою кнопку на пульте), выходя из комнаты, отменить регистрацию. Таким образом, прибор фиксирует особенности телесмотрения каждого члена семьи.

Передача данных в исследовательскую компанию обычно осуществляется поздно ночью в автоматическом режиме. Чаще всего используется обычная телефонная линия и модем. Затем данные обрабатываются, и определяется рейтинг СМИ – процент от общего числа граждан и доля – процент от всех граждан, смотревших телевизор в данный конкретный час. Рассматриваемая методика позволяет проводить анализ только о домашнем телесмотрении: получаемая респондентом информация вне дома во внимание не принимается. 

Основной проблемой при использовании РМ является уровень согласия на участие в исследовании. Проблема состоит в том, что чем сложнее исследование организовано технически для самого респондента или для семьи, тем больше людей от него отказываются.

Аудиторию также можно измерять и с помощью самих ресиверов (декодеров, приборов Set Top Box), преобразующих цифровой сигнал, поступающий на телевизор.

Суть метода состоит в том, что Set Top Box может не только декодировать цифровой сигнал, но и фиксировать информацию о том, какой именно телеканал просматривается на телевизоре в каждый момент времени. Этот прибор можно «научить» хранить информацию о телесмотрении и передавать ее на сервер оператора по каналу обратной связи. 

В ситуации, когда декодеры, устанавливаемые всем абонентам оператора, изначально имеют обратную связь, RPD-исследования могут проводиться на всей абонентской базе, а не на выборке, что повышает точность измерений и позволяет анализировать даже очень малые аудитории каналов. Если же используемые провайдером ресиверы изначально не имеют канала обратной связи, требуется построение выборки среди абонентов оператора. Необходимо понимать, что Set Top Box — это не пиплметр в чистом виде. Обычный Set Top Box фиксирует только факт включения телевизора на соответствующий телеканал. При этом у данного телеприемника может собраться вся семья или несколько ее членов, а возможно всего один человек… А может быть, все члены домохозяйства уже давно ушли в другую комнату и смотрят там совершенно другой канал по телевизору, не подключенному к «цифре». Обычный декодер не способен собирать информацию о настоящих зрителях. 

Существует еще один метод измерения аудитории электронных масс медиа, называемый так же, как и РМ, по названию прибора, с помощью которого происходит регистрация данных – Роrtable people Meter (ppM).

РРМ, по своему виду напоминающий пейджер, ежесекундно фиксирует специальный код, передаваемый инкодером с телеканала или радиостанции. Главное, чтобы каналы соответствующим образом кодировали свой звук. РРМ прибор не связан с телевизором и не требует никаких специальных действий, как РМ: достаточно носить его с собой включенным. Любые звуки, окружающие респондента, автоматически фиксируется прибором, а во время подзарядки, что делается преимущественно в ночное время, накопленные за день данные по модему передаются в центральный компьютер, обрабатывающий информацию. При этом каждый ppM имеет встроенный датчик движения, который является естественным способом контроля за качеством измерений.

С появлением данного прибора у участников медийного рынка появилась возможность так называемого пассивного измерения: с помощью РРМ появляется возможность измерения «внедомашнего телесмотрения». Уникальность данного метода измерения аудитории заключается еще и в том, что прибор более четко регистрирует телесмотрение и радиослушание аудитории и, что немаловажно, очень прост в использовании: участникам исследования не нужно регистрироваться: ppM сам фиксирует все, что необходимо для исследования.

Еще одна аппаратная методика, используемая для регистрации аудитории электронных масс медиа, называется «РадиоКонтроль».

Основной принцип, по которому функционирует эта система, подобен всем аппаратным типам медиа исследований: собирать и регистрировать любые виды шумов. Сам прибор сделан в виде наручных часов, где поступающая информация сжимается, оцифровывается и хранится примерно в течение одной недели. По прошествии одной недели в ходе полевых работ часы собираются и подсоединяются к считывающей станции. Одновременно с регистрацией респондентов происходит запись эфира исследуемых радиостанций. Далее два вида этой выборки: студийные образцы и то, что было записано часами, сопоставляются и таким образом идентифицируются станции.