Формы обобщения первичной информации: индексы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Формы обобщения первичной информации Индекс по описанию объекта по способу построения Интегральный индекс
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Формы обобщения первичной информации: статистическая группировка, ряды распределений, таблицы сопряженности, графики и диаграммы, индексы.

Наряду с математико-статистическими методами обобщения первичной информации и ее сведения в эмпирический показатель путем группировки либо интеграции в индекс (среднее арифметическое, дисперсия это мера разброса значений случайной величины относительно ее математического ожидания, коэффициент корреляции – это статистический показатель зависимости двух случайных величин (принимает значения от -1 до +1)), отражающий динамику показателя, исследователь может сам сконструировать тот или иной индекс для решения отдельных задач.

Индекс – это количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал. Это сводный числовой показатель, полученный в результате исследования и анализа данных, т. е. сконструированный из данных. Важно! Индекс должен быть логически объяснен.

Одним из инструментов, необходимых для обобщения данных, полученных с помощью исследований, является индексный метод. Сущность индексного метода в социологии состоит в редукции («сжатии») социальной информации и сведении ее к единому показателю. При этом не имеет значения количество признаков-индикаторов объекта, подвергшихся «сжатию». Индекс выступает в качестве обобщающего показателя свойств переменной или ряда переменных.

Социологический индекс – инструмент классификации, сравнения и измерения, конструируемый путем логического и аналитического комбинирования эмпирических индикаторов посредством математических операций.

Индексы по степени агрегирования

  • одномерные, полученные путем обобщения информации, собранной на основе одной измерительной шкалы (например, индекс удовлетворенности трудом работников данного предприятия, рассчитанный на основе данных непосредственного опроса о степени удовлетворенности работой);

  • многомерные, обобщающие информацию, полученную с помощью ряда шкал (например, тот же индекс удовлетворенности работой можно строить на основе обобщения информации об удовлетворенности различными сторонами работы).

Индексы по описанию объекта: индивидуальные, описывающие одного респондента или один объект совокупности, групповые, характеризующие группу респондентов или группу объектов (в том числе индексы совокупные, характеризующие совокупность респондентов или других социальных объектов в целом).

Индексы по способу построения:

  1. Индексы, полученные в результате применения математических методов многомерного анализа информации (автоматической классификации, факторного анализа и др.).

  2. Индексы, построенные на основании предварительного содержательного анализа информации по относительно простым алгоритмам агрегирования (логические схемы, таблицы перекодирования, подобранные исследователем аналитические функции). Это деление не является строгим и отражает степень использования априорных знаний и содержательных соображений при построении индексов.

или:

  1. Логические (значения логических индексов присваиваются).

  2. Аналитические (значения логических индексов рассчитываются на базе математических процедур).

Интегральный индекс – индекс, построение (расчет) которого основано на «промежуточных», так называемых, частных индексах.

В рамках конструирования и расчета социологических индексов мы проходим два больших этапа:

  1. Методологический. На данном этапе происходит принципиальный методологотеоретический выбор исследователя: на основании какого подхода мы представляем себе изучаемое явление, которое будет измерено посредством социологического индекса, и какие его проявления в дальнейшем станут индикаторами. 

  2. Методический. На данном этапе решаются принципиальные вопросы: какими шкалами будут измерены наблюдаемые переменные и на основании каких логических или аналитических операций они образуют итоговый одномерный континуум социологического индекса.

Пример индекса:

Индекс NPS (используется для оценки лояльности клиентов).

Насколько Вы готовы рекомендовать нашу компанию своим друзьям и знакомым? Оцените, пожалуйста, по 10-балльной шкале, где 0 – никогда не буду рекомендовать, 10 – обязательно буду рекомендовать.

(люди с оценкой от 0 до 6 – критики, 7-8 – пассивные, 9-10 – промоутеры. Индекс лояльности NPS = % промоутеры – % критики).