Формы обобщения первичной информации: статистическая группировка

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

группировка Выбор признака группировки структурная группировка типологическая группировка аналитической
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Статистическая группировка.

Наиболее простая форма обобщения первичной социологической информации – группировка. Она позволяет зачислить респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком (или признаками) группировки. Подытоживая число ответов на вопросы анкеты в опоре на такие признаки, исследователь осуществляет не что иное, как простую группировку респондентов с учетом их социально-демографических признаков, мнений, установок, информированности, индивидуальных оценок и т. д. Выделенные таким образом однородные по составу (по признаку группировки) группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать.

Выбор признака группировки – не произвольная процедура, он диктуется задачей социологического исследования, сформулированными ранее гипотезами. Ошибочный выбор признака группировки приводит к неверным выводам при анализе характеристик объекта исследования.

В зависимости от шкалы, измерения, в соответствии с которой получены ответы на вопрос, группировка социологической информации может представлять собой:

  • зачисление респондентов в номинальные группы (группировка опрошенных по полу, национальности и т. д.);

  • упорядочение информации в ранжированном ряду, например, по характеру труда (выполняющие ручной труд, работающие с механизмами, выполняющие труд интеллектуальный) или по степени включенности в общественную работу (состоят членами соответствующих движений, сочувствуют им, к партиям и движениям относятся с безразличием, либо отрицательно) и т. д.;

  • группировку по количественному признаку, в результате которой группы респондентов характеризуются числовой величиной и потому количественно сравнимы между собой. (Например, группировка по возрастным интервалам: 18-25 лет, 26-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 50 лет и старше).

Когда респондентов распределяют в группы по двум или более признакам, например, выделяют мужчин в возрасте до 30 лет, имеющих высшее образование (три признака – пол, возраст, образование), то говорят о комбинационной группировке. В зависимости от решаемых задач она может быть структурной, типологической и аналитической.

Когда требуется узнать возрастной или квалификационный состав респондентов, применяется структурная группировка по возрастным интервалам или квалификационным разрядам. Таким образом, при структурной группировке респондентов классифицируют по некоторому свойственному всей совокупности объективному признаку.

Если же ставится задача выделить из состава опрошенных группы по признаку «удовлетворенность содержанием труда», то осуществляется типологическая группировка. Типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков (многомерная группировка). В связи с этим типообразующие признаки чаще всего конструируются самим исследователем (такие, к примеру, признаки, как «активный – неактивный», «обладающие различным уровнем художественной культуры» и др.).

Группировка, произведенная по двум и более признакам и служащая выявлению их взаимосвязи, называется аналитической. Если, скажем, проверяется, имеется ли связь между удовлетворенностью содержанием труда и соблюдением трудовой дисциплины, то необходимо осуществить группировку по этим двум признакам.