Инструментарий социологического исследования. Опросник
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Инструментарий социологического исследования – это набор специальных документов (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения, кодировочных матриц в контент-анализе, маршрутный лист и т. д.), с помощью которых осуществляется сбор социологической информации.
Опросник — любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.).Во время работы над опросником исследователь должен обратить внимание на формулировку, последовательность, содержание, форму и вид вопроса.
Что в каком виде исследования является опросником:
Анкетный опрос – АНКЕТА;
Стандартизированное интервью – БЛАНК ИНТЕРВЬЮ;
Фокус-группа – ГАЙД;
Глубинное интервью – ГАЙД;
Наблюдение – КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЯ, ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ.
Как правило, опросник состоит из трех блоков:
Введение.
Основная часть.
«Паспортичка», или социально-демографический блок (вопросы, направленные на выявление социально-демографических характеристик респондентов).
Обычно паспортичка размещается в конце опросника. Исключение – вопросы паспортички затрагивают квотируемые признаки, на основании которых отбираются респонденты для участия в опросе. Тогда эти вопросы выносятся вперед.
Последовательность содержательных вопросов должна учитывать характер субкультуры респондента и психологическую атмосферу его контакта с интервьюером/анкетером.
Введение содержит:
приветствие;
информацию о том, кто проводит исследование (организация/учреждение);
цель исследования, описание изучаемой проблемы;
сведения о том, как будут использоваться данные (например, в обобщенном виде);
гарантию анонимности;
указание, как делать отметки, способ возврата анкет (не всегда, в зависимости от вида опроса);
благодарность за участие в опросе.
Основная часть содержит основные и вспомогательные (уточняющие, контрольные) вопросы.
Паспортичка содержит вопросы о критериях: пол, возраст, образование, место жительства, семейное/материальное положение, наличие детей, род занятий, другое (в зависимости от специфики исследования).