Изучение аудитории: дневниковый метод

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Дневниковый метод Преимущества Недостатки
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования, позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт людей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев или даже дольше). Участники такого исследования в течение определенного проектом времени фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой в рукописном дневнике, специальной онлайн-форме в виде приложения или в мессенджере. Сейчас, конечно, актуален онлайн-формат. Теперь есть возможность вести дневники, используя фотографии, видео, аудиозаписи.

Данный метод появился еще в начале 80-х гг. для исследования аудитории новостных программ (участники исследований должны были заполнять дневники, отмечая просматриваемые программы).

Контекст и период времени сбора данных – это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории, таких, как опросы или юзабилити тестирования (наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти версии полевого исследования вряд ли предоставят столь же подробные результаты и могут служить лишь для приблизительной оценки.

Дневниковый метод исследования без труда позволяет узнать, как изменяются:

  • Привычки: в какое время суток люди взаимодействуют с продуктом?

    Сценарии: как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? какие основные действия выполняются?

  • Отношение и мотивация: что побуждает людей к выполнению определенных действий? каковы их мысли и чувства?

  • Поведение и восприятие: как меняется лояльность клиентов с течением времени (если речь о бренде, например)? как меняется отношение к чему-либо?

Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:

  • Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом на протяжении месяца.

  • Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).

  • Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов).

  • Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, планирование отпуска).

Что касается методологии проведения исследования, то дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:

  • Планирование и подготовка (определение объекта исследования и анализируемого поведения, составление плана-графика, выбор инструментов для сбора данных, набор участников и подготовка инструкции/вспомогательных материалов).

  • Предварительный инструктаж.

  • Заполнение журнала участниками.

Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте – наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей.

Сниппет-техника – участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой двухэтапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.

  • Интервью после проведения исследования.

  • Анализ данных.

Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, каждые 3 дня ведения дневника).

Можно также выявить следующие преимущества и недостатки метода.

Преимущества:

  1. Можно получить большое количество информации о сети социальных контактов участника исследования, о их частоте и содержании.

  2. Проблему неправильной интерпретации или недостатка информации удается решить с помощью проведения интервью, в котором дневник используют как «навигацию».

  3. Использование дневникового метода в триангуляционном подходе (использование количественных и качественных методов, т. е. и получение данных, объясняющих явление, и получение достоверных данных – человек не просто пишет, например, что он зашел в соцсети 5 раз, но и пишет зачем, какие эмоции испытал и т. п.).

Недостатки:

  1. Дневник может заполняться неаккуратно, непонятно с точки зрения смыслового содержания.

  2. Возникает проблема субъективности – часто исключается информация, которая кажется незначительной.

  3. Участники могут отвечать так, чтобы ответы казались более социально приемлемыми.

  4. Участники вспоминают события или чувства неточно. Например, пожилые люди склонны вспоминать больше положительных эмоций, чем молодые люди.

  5. Участникам может быть трудно одновременно зафиксировать и испытать феномен. Например, дневниковое исследование, оценивающее позывы к употреблению алкоголя у недавно пролеченных алкоголиков, показало, что если/когда участники начинали употреблять алкоголь, они, как правило, прекращали запись в своем дневнике.

  6. Участники не всегда заполняют дневник в нужное время. Например, записи «заполняются вперед», т. е. записываются на будущую дату. В этом плане электронные дневники более эффективны, т. к. действия пользователей лучше отслеживаются.