Количественные и качественные методы сбора социологической информации: специфика и взаимосвязь
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Методы сбора данных подразделяются на количественные (анкетный опрос, стандартизированное интервью) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа, диада, триада).
Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах.
Опросные методы (один из самых распространенных методов сбора соц. информации. Социологический опрос можно определить как метод сбора информации с помощью устного или письменного обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает исследуемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующую регистрацию, статистическую обработку и их анализ. Виды опросов: анкетирование, почтовый опрос, интернет – опрос, интервьюирование, телефонный опрос и т. д.).
Анализ документов. Документ – это источник, который содержит информацию о явлениях общественной жизни, о социальных событиях. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.
Наблюдение. Метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, ситуаций. Оно позволяет получить знания о динамических характеристиках явления или процесса. Формы и приемы фиксации результатов – бланк или дневник наблюдения, а также фото-, видео- и радиоаппаратура.
Социологический эксперимент. Метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта (группы, общности), изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.
Контент-анализ (анализ содержания). Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста.
Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию.
Глубинное интервью – это метод опроса, предполагающий индивидуальную беседу интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопросов. Проведение целесообразно при необходимости получения информации о внутренних побуждающих мотивах индивида и его поведения. Отличительные признаки: определение лишь общего круга вопросов, которые планируется задать; сохранение свободы респондента в ответах; проводят только опытные исследователи.
Этапы проведения:
Определение цели, объекта и предмета исследования.
Подготовка технического задания на проведение глубинных интервью.
Подготовка бланка отбора респондентов (скринера).
Подготовка плана проведения интервью (гайда).
Рекрут респондентов.
Инструктаж интервьюеров.
Проведение глубинного интервью с записью ее хода.
Расшифровка данных (транскрибирование).
Обработка и интерпретация данных.
Подготовка отчета по результатам исследования.
ФОКУС-ГРУППА – это вид группового интервью, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи. Стандартное количество участников – 8-10.
Диада – это метод, основанный на интервью с группой, состоящей из двух представителей целевых групп. Используются диады для изучения деликатных или интимных вопросов, а также когда необходимо изучить мнения и аргументы двух несовпадающих позиций, например, читателя и издателя, покупателя и продавца и т. д.
Триада – это метод, основанный на интервью с группой, состоящей из трех представителей целевых групп. В триаде появляются совершенно новые феномены, такие, как возможность коалиции двух против третьего, возможность посредничества, арбитража в споре, возможность возможности решения спорных вопросов большинством.