Количественные и качественные методы сбора социологической информации: специфика и взаимосвязь

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

количественные качественные Этапы проведения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методы сбора данных подразделяются на количественные (анкетный опрос, стандартизированное интервью) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа, диада, триада).

Термин «количественный подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах.

  • Опросные методы (один из самых распространенных методов сбора соц. информации. Социологический опрос можно определить как метод сбора информации с помощью устного или письменного обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает исследуемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующую регистрацию, статистическую обработку и их анализ. Виды опросов: анкетирование, почтовый опрос, интернет – опрос, интервьюирование, телефонный опрос и т. д.).

  • Анализ документов. Документ – это источник, который содержит информацию о явлениях общественной жизни, о социальных событиях. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.

  • Наблюдение. Метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, ситуаций. Оно позволяет получить знания о динамических характеристиках явления или процесса. Формы и приемы фиксации результатов – бланк или дневник наблюдения, а также фото-, видео- и радиоаппаратура.

  • Социологический эксперимент. Метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта (группы, общности), изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.

  • Контент-анализ (анализ содержания). Специфика контент-анализа заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты и объема упоминаний тех или иных единиц исследуемого текста. Полученные при помощи контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном содержании текста.

Основная цель качественных методов – изучение социальных явлений и процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы затем конструировать теорию. 

Глубинное интервью – это метод опроса, предполагающий индивидуальную беседу интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопросов. Проведение целесообразно при необходимости получения информации о внутренних побуждающих мотивах индивида и его поведения. Отличительные признаки: определение лишь общего круга вопросов, которые планируется задать; сохранение свободы респондента в ответах; проводят только опытные исследователи.

Этапы проведения:

  1. Определение цели, объекта и предмета исследования.

  2. Подготовка технического задания на проведение глубинных интервью.

  3. Подготовка бланка отбора респондентов (скринера).

  4. Подготовка плана проведения интервью (гайда).

  5. Рекрут респондентов.

  6. Инструктаж интервьюеров.

  7. Проведение глубинного интервью с записью ее хода.

  8. Расшифровка данных (транскрибирование).

  9. Обработка и интерпретация данных.

  10. Подготовка отчета по результатам исследования.

ФОКУС-ГРУППА – это вид группового интервью, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи. Стандартное количество участников – 8-10.

Диада – это метод, основанный на интервью с группой, состоящей из двух представителей целевых групп. Используются диады для изучения деликатных или интимных вопросов, а также когда необходимо изучить мнения и аргументы двух несовпадающих позиций, например, читателя и издателя, покупателя и продавца и т. д.

Триада – это метод, основанный на интервью с группой, состоящей из трех представителей целевых групп. В триаде появляются совершенно новые феномены, такие, как возможность коалиции двух против третьего, возможность посредничества, арбитража в споре, возможность возможности решения спорных вопросов большинством.