... > Теория и практика связей с общественностью > Медиаисследования: направления, классификация

Медиаисследования: направления, классификация

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Медиаисследование Функции Направления Классификация
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Медиаисследование – специальное исследование различных характеристик средств массовой информации и их аудитории. Основная задача медиаисследований – получение информации о СМИ, аудитории СМИ и размещаемом в них контенте, рекламе, определение аудиторных предпочтений.

Функции медиаисследований: 

Выявление информации, необходимой для наиболее эффективного с точки зрения затрат пути доведения желаемого числа рекламных обращений до целевой аудитории. В данном случае медиаисследования призваны ответить на 3 основных вопроса:

  • каков объем аудитории, каков состав аудитории СМИ, какова частота контактов аудитории со СМИ.

    Приращение нового знания.

  • Отображение динамики изменений.

Направления медиаисследований:

  • Медиаизмерения, то есть медиаисследования, направленные на получение информации о контактах аудитории с конкретным средством массовой информации, или исследования популярности медиа. После обработки данных, полученных в ходе медиаизмерений, выводятся показатели, используемые для медиапланирования и оптимизации затрат на рекламу.

  • Мониторинги (рекламы, тиражей, эфира), которые представляют собой систему постоянного наблюдения за выходом рекламы, тиражами, эфиром.
    Мониторинг рекламы (для оценки объемов расходов на рекламу).

Аудит тиражей печатных изданий (для проверки объявленных тиражей);
Мониторинг эфира (фиксация факта и времени выхода программы в эфир).

  • Качественное изучение аудитории СМИ – исследования, позволяющие определить отношение телезрителей к телепередаче, оценить дизайн программы, программную сетку канала. Сюда же можно отнести исследование стиля жизни целевых аудиторий, выявление ценностных ориентаций, сегментирование аудитории СМИ.

Еще один вариант типологии в зависимости от объекта исследования: 

  • Исследования аудитории СМИ – это исследования, направленные на получение информации о контактах аудитории с конкретным средством массовой информации, о предпочтениях аудитории, их отношении к конкретным СМИ, программной сетке, мотивах обращения к СМИ и т. д. 

  • Исследования содержания СМИ – исследования, направленные на изучение материалов массмедиа. Анализ материалов СМИ представляет собой исследование качественных и/или количественных характеристик того или иного текста (текст здесь понимается в широком смысле: любая информация, содержание, изображение, даже молчание, т. к. отсутствие информации – тоже информация). 

  • Исследования рекламы. Одной из важнейших задач рекламных исследований является оценка эффективности использования бюджетов рекламы и степени достижения поставленных перед рекламой целей.

  1. Мониторинг рекламы.

  2. Тестирование рекламных концепций и материалов. 

  3. Исследование эффективности рекламной кампании.

Классификация медиаисследований:

В зависимости от своей общей направленности исследования можно разделить на: 

  1. Теоретико-прикладные, направленные на содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем прежде.

  2. Прикладные, направленные на практическое решение четко очерченных социальных проблем с целью предложить конкретные способы действий в определенные сроки. 

По глубине проработки проблемы исследования могут быть: 

  1. Разведывательными. Это наиболее простой вид социологического анализа, который охватывает небольшие изучаемые совокупности, строится на упрощенной программе и сжатом инструментарии.

  2. Описательными. Это более сложный вид социологического исследования. Итогом его проведения является целостное, комплексное представление об изучаемом явлении/процессе, а также их структурных элементах. Такое исследование строится на детально разработанной программе исследования и хорошо проработанного инструментария.

  3. Объяснительными (аналитическими). Это наиболее глубокий вид социологического анализа. Целью такого исследования выступает не просто описание структурных элементов изучаемого явления/процесса, но и выяснение причин, лежащих в их основе и определяющих характер, распространенность, остроту и т. д. 

По географическому охвату:

  1. Международные.

  2. Национальные.

  3. Региональные.

  4. Локальные. 

По используемым средствам измерения (по способу получения данных):

  1. Опросные. Респондента опрашивают способом интервью, дневников, анкет. 

  2. Аппаратные. Все происходит автоматически, респондент взаимодействует с прибором, который снимает данные о его поведении. 

По используемым методам сбора данных: 

  1. Количественные – исследования, в которых изучается большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.

  2. Качественные – исследования, основанные на малых выборках, предназначенных для более глубокого понимания проблемы. Статистически не анализируются. Своей целью они имеют задачу сформулировать ряд гипотез, которые могут объяснить качественную, содержательную сторону исследуемых явлений. 

По степени охвата источников данных: 

  1. Сплошные – охватывают всех носителей необходимых сведений.

  2. Выборочные – исследование отобранной совокупности носителей информации, имеющей признаки, характерные для рыночного сегмента, проблемы которого стали причиной осуществляемого исследования. 

В зависимости от инициатора исследований: 

  1. Заказные исследования – это исследования, которые выполняются исследовательской компанией по заказу клиента. Инициатор – клиент исследовательского агентства. 

  2. Синдикативные исследования – исследования, которые проводятся по инициативе исследовательской компании и, как правило, посвящены изучению определенного рынка. Результаты такого исследования являются собственностью компании и могут быть приобретены любым заинтересованным лицом. Инициатор – исследовательская компания. 

По частоте проведения:

  1. Разовые.

  2. Волновые + Панельные – проводятся по единой методике, с единой процедурой анализа на той же самой выборке.

  3. Непрерывные + Трендовые – осуществляются на аналогичной выборке в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции развития.