Онлайн-панель и river sampling

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Онлайн-панель River sampling
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Онлайн-панель – это один из способов организации опроса в сети. Она состоит из постоянно обновляемой базы респондентов, которые добровольно согласились на участие в опросах, при регистрации в панели заполнили анкету, разделившую их на сегменты, необходимые будущему исследователю. Каждый участник таких исследований сознательно регистрируется в панели на специальном Интернет-портале, предоставляя о себе различные социально-демографические и потребительские данные, а также получает компенсацию за участие в виде денежного вознаграждения или призов. Впоследствии эта информация используется для таргетирования онлайн опросов на нужную целевую группу.

В зависимости от характера участников панели могут быть следующих видов:

  • потребительские панели (B2C). Могут быть общими или специализированными (например, панели мам с детьми до 3-х лет, геймеров и т. д.);

  • бизнес панели (B2B). Разделяются по отраслям и степени влияния их участников на принятие решений о закупках товаров или услуг для своей организации;

  • community panels: участники могут общаться между собой на встроенных в панельный портал форумах и чатах;

  • non-community panels: портал служит только для регистрации в панели и просмотра своих персональных страниц статистики, а панелисты не общаются друг с другом.

В зависимости от способа формирования выборки, панели могут быть следующих видов:

  • вероятностные – панель формируется в соответствии с базовыми принципами формирования случайной выборки;

  • невероятностные – панель набирается путем самостоятельного решения пользователя стать участником панели. Такой способ формирования панели может вызвать недоверие к качеству данных. В этой ситуации невозможно определить генеральную совокупность, что плохо сказывается на валидности.

Вне зависимости от конкретного метода набора респондентов основное требование состоит в том, что все члены интересуемой группы должны иметь равную возможность присоединиться к панели.

В последнее время популярность набирает модель множественных источников, когда выборка формируется не только на основании собственной панели, но и на основе конкурирующих панелей, социальных сетей и рассылок приглашений по различным веб-сайтам. Одним из способов решения проблемы валидности данных является создание общенациональной онлайн панели, основанной только на вероятностной выборке.

Одним из недостатков панельного исследования в режиме онлайн может быть повышенная степень вовлеченности участника панели. Получая вознаграждение и/или испытывая особый интерес к прохождению тестов, участники панели могут намеренно искажать информацию о себе, чтобы пройти отбор и принять участие в исследовании. Данная проблема решается составлением грамотного скринера (анкеты) с контрольными вопросами. Информация, полученная при регистрации участника в панели, также позволяет снизить риски. А вознаграждение, доставляемое через банковские и почтовые переводы, требует подтверждения личности.

River sampling (поточная выборка) – это методика проведения онлайн-исследований, когда респонденты берутся не из базы данных (панели), а привлекаются в режиме реального времени среди пользователей Интернета конкретно под данный опрос.

Последовательность действий при river sampling:

  1. Привлечение респондентов с любых сайтов и социальных сетей посредством баннеров, всплывающих окон и т. д.

  2. Прескрининг по полу, возрасту, географии, другим параметрам.

  3. Направление респондента на опрос в зависимости от результатов прескрининга.

  4. Прохождение опроса, вознаграждение респондента (не всегда).

Виды источников привлечения респондентов:

  • социальные сети;

  • популярные сайты;

  • тематические сайты;

  • каналы мессенджеров.

Два существенных отличия от онлайн-панелей:

  • привлечение респондентов со всего Интернета, а не из заранее отобранной базы данных (панели).

  • Прескрининг во время опроса, а не до опроса (т. н. профилирующие анкеты панелей).

Репрезентативность. River sampling работает с аудиторией, которая имеет доступ в интернет, поэтому репрезентативность равняется репрезентативности онлайн аудитории. Сегодня репрезентативность интернет-пользователей может быть проблемой только с аудиторией старше 50-ти лет, однако с каждым годом доля данного сегмента пользователей неуклонно растет.

В онлайн-панелях мы имеем сдвиг по репрезентативности в сторону людей, которые согласились принимать участие в опросах продолжительное время за баллы или призы. В ривер-сэмплинге мы работаем с людьми, которые согласились пройти только этот опрос в обмен на интерес или материальную мотивацию.

Преимущество же ривер-сэмплинга в достижении репрезентативной выборки очевидно. Метод позволяет набирать «свежих» респондентов под каждое исследование и минимизировать долю «профессиональных» респондентов, знакомых с алгоритмами быстрого прохождения опросов. Размещая предложения пройти опрос на различных тематических площадках, исследователь получает выборку, в которой равно представлены респонденты из различных социально-демографических групп.

Качество таргетинга. Панели гордятся тем, что их пользователи проходят огромную профилирующую анкету, по ответам на которую их потом таргетируют для опросов, однако в действительности это бессмысленно, т. к. исследователей интересует только таргетинг под каждое конкретное исследование.

В ривер-сэмплинге ситуация другая. Все потенциальные респонденты для конкретного исследования проходят так называемый прескрининг, т. е. отвечают на вопросы, которые и задают таргет этим респондентам, но не утомляют его заполнением предварительной анкеты.

Однако онлайн-панели сегодня гораздо популярнее ривер-сэмплинга. Есть несколько причин этого.

Во-первых, ранние кейсы с применением ривер-методологии действительно не радовали ни качеством респондентов, ни качеством их ответов, тем самым немного испортив имидж методологии. Во-вторых, для успешной работы поставщику ривер-респондентов требуется хорошая технологическая подготовка, доступ к очень большим объемам интернет пользователей и очень серьезные знания о работе с последними. Как результат, поставщики шли более легким путем и собирали панели. В-третьих, и это скорее следствие первых двух причин, ривер был немного дороже панелей.

Но такой ситуация была несколько лет назад. За прошедшее время изменились технологии, появились новые возможности (мгновенный анализ больших массивов данных с помощью нейросетей, например). Поэтому ривер-сэмплинг сегодня набирает все большую популярность среди социологов. Ведь теперь это признанное исследователями с мировыми брендами качество, быстрые сроки набора, практически неограниченный таргетинг и многомиллионный пул потенциальных респондентов.