Опросная сеть. Эффект интервьюера

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

опросной сетью Эффект интервьюера Методисты утверждают
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под опросной сетью мы понимаем совокупность исполнителей полевого этапа – интервьюеров, рекрутеров, контролеров и супервайзеров – с распределением ответственности и полномочий (а также необходимых средств), которые должны быть оптимально распределены для рационального проведения выборочного опроса и главной целью которых является сбор нужной социальной информации на постоянной основе с соблюдением всех процедурных требований.

Эффект интервьюера – так обозначают все явления, где обнаруживается влияние интервьюера на качество получаемых в опросе результатов. Чаще всего оно не осознается интервьюером и проявляется в различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок.

Чем больше стандартизировано интервью, тем меньше вероятность такого влияния. Влияние может возникнуть тогда, когда интервьюер чувствует недостатки и огрехи в инструменте опроса и пытается их как-то исправить, улучшить ситуацию, но в меру своего умения и квалификации. Так, если в вопроснике встречаются бестактные формулировки вопросов, интервьюеры испытывают неловкость, задавая их респондентам и, пытаясь избежать напряженности, либо меняют формулировку по своему усмотрению, либо совсем не задают их.

Методисты утверждают, что качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему. Замечено, что респонденты иногда стремятся угадать ответ, который мог бы понравиться интервьюеру. С другой стороны, у интервьюера заранее может сформироваться стереотипный образ определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенности опрашиваемых и может предвидеть возможные ответы. В результате интервьюер слушает и отмечает в плане интервью только то, что совпадает с его мнением.

Для того чтобы снизить эффект интервьюера, с последним проводится тщательный инструктаж, где излагаются правила поиска респондентов и замены отсутствующих запасными кандидатурами; содержание вводной беседы с респондентом, условия получения его согласия на интервью. 

В тексте вопросника предусматриваются пояснения по технике заполнения:

  • указатели переходов от вопросов-фильтров к специализированным вопросам;

  • правила заполнения вопроса табличной формы;

  • напоминания о карточках и т. д.

  • Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер.

Еще одна тонкость состоит в том, что если объектом изучения выступает опрашиваемый, то нелепо предполагать, что, например, до начала интервью он обладает сформировавшимися убеждениями. В большинстве случаев мнения опрашиваемых формируются по ходу общения, но формируются, как правило, под воздействием (прямым или косвенным, явным или неявным, директивным или мотивирующим) самого социолога. Фактически подобная ситуация выступает преобладающим типом социологического способа взаимодействия субъекта и объекта.