Основные методы сбора и обработки социологической информации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Основные методы сбора и обработки социологической информации:
Опрос (интервью, анкетирование).
Анализ документов. Контент-анализ.
Социальный эксперимент.
Наблюдение.
Методы по способу фиксации данных:
Опросные.
Аппаратные.
Методы по специфике получаемой информации:
Количественные.
Качественные.
Опрос – метод сбора социологической информации путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом в соответствии с целью и задачами исследования.
Компоненты опроса:
Исследователь (анкетер, интервьюер).
Респондент или их группа.
Опросный лист.
Требования к опросу:
четкая фиксация исследовательских задач и наличие вопросника в целом;
доступность формулировок и обеспечение понимания опрашиваемым;
корректность взаимодействия исследователя и респондентов;
точность фиксации ответов респондентов;
стандартизация условий проведения опросов.
Основные виды опросов – социологическое интервью и анкетирование.
Социологическое интервью – это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым.
Преимущества:
интервьюер может задавать уточняющие вопросы и прояснять непонятные моменты;
интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением информанта, отслеживать его реакции на различные вопросы;
процесс общения позволяет интервьюеру повысить заинтересованность респондента в обсуждаемой теме и сформировать более серьезное отношение к ситуации опроса;
процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом.
Недостатки:
значительные материальные и временные затраты на проведение интервью (в том числе на подготовку профессиональных интервьюеров);
трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;
у респондента может возникать вопрос об анонимности беседы и конфиденциальности полученных от него данных.
Анкетирование – это метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.
Преимущества:
респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос; влияние исследователя на ход и результат анкетного опроса сведено к минимуму;
у респондента достаточно времени на обдумывание вопросов;
полная анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом;
относительная дешевизна и оперативность.
Недостатки:
невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса;
риск невозврата анкет, пропуски в ответах на вопросы.
Традиционный анализ документов – набор умственных операций, которые направлены на логическое изучение содержания документа, выявление латентных смыслов, оценку авторского стиля и языка изложения.
Главное преимущество метода – традиционный анализ документов дает возможность исследователю изучить суть явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Главный недостаток традиционного анализа документов – его субъективизм.
Процедура традиционного анализа документов состоит из внутреннего и внешнего анализа. Внешний анализ документов предполагает установление подлинности документа, установление мотивов, причин создания документа, выявление особенностей стиля и языка изложения автора, описание социального контекста создания документа (время, место создания документа). Внутренний анализ предусматривает, изучение содержания документа, изучение логической структуры текста, выявление явных и латентных смыслов, изучение коммуникативных намерений автора, оценку отношения автора к информации, которую он излагает в своем документе, определение целевой аудитории документа.
Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления имеющихся тенденций развития социальных факторов.
Важным требованием, предъявляемым к документу при реализации контент-анализа, является наличие в нем элементов, подлежащих количественному измерению.
Цель контент-анализа, как правило, сводится к выявлению индикаторов, которые указывают на наличие в документе элементов, значимых для достижения цели и решения поставленных исследователем задач.
Область применения контент-анализа: исследования, предполагающие изучение больших объемов текстов; изучение объектов «на расстоянии» (мемуары, ретроспективный анализ); изучение динамики явлений, освещаемых СМИ; выявление скрытого содержания текста взаимодействия.
Социальный эксперимент – способ получения информации, в процессе которого мы создаем (изыскиваем) условия, необходимые для проявления и измерения причинно-следственных связей между явлениями.
Преимущество метода заключается в том, что эксперимент – единственный метод, позволяющий статистически достоверно выявлять причинно-следственные связи между социальными переменными.
Недостатки:
невозможность контролировать условия проведения эксперимента (усталость, чувство голода, настроение и т. п.);
излишняя активность испытуемых может привести к искажению результата;
серьезное влияние на результаты эксперимента может оказывать личность экспериментатора, так как он – лицо заинтересованное;
эксперимент требует значительных затрат, четкого выполнения процедуры и т. п.
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.
Преимущества:
дает возможность изучать поведение людей вне зависимости от их умения давать информацию;
позволяет наблюдать эмоции наблюдаемых;
позволяет увидеть целостную картину событий.
Недостатки:
один из самых дорогих методов, так как сбор информации рассчитан на то, что посредников между наблюдаемым и исследователем – минимум;
имеются сложности в организации;
невозможно повторить события.