Основные методы сбора и обработки социологической информации

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Опрос Анализ документов Социальный эксперимент Наблюдение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные методы сбора и обработки социологической информации: 

  1. Опрос (интервью, анкетирование).

  2. Анализ документов. Контент-анализ.

  3. Социальный эксперимент.

  4. Наблюдение.

Методы по способу фиксации данных: 

  1. Опросные.

  2. Аппаратные.

Методы по специфике получаемой информации:

  1. Количественные.

  2. Качественные.

Опрос – метод сбора социологической информации путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом в соответствии с целью и задачами исследования.

Компоненты опроса: 

  1. Исследователь (анкетер, интервьюер).

  2. Респондент или их группа.

  3. Опросный лист.

Требования к опросу: 

  • четкая фиксация исследовательских задач и наличие вопросника в целом;

  • доступность формулировок и обеспечение понимания опрашиваемым;

  • корректность взаимодействия исследователя и респондентов;

  • точность фиксации ответов респондентов;

  • стандартизация условий проведения опросов.

Основные виды опросов – социологическое интервью и анкетирование.

Социологическое интервью – это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым. 

Преимущества: 

  • интервьюер может задавать уточняющие вопросы и прояснять непонятные моменты; 

  • интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением информанта, отслеживать его реакции на различные вопросы;

  • процесс общения позволяет интервьюеру повысить заинтересованность респондента в обсуждаемой теме и сформировать более серьезное отношение к ситуации опроса;

  • процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом.

Недостатки: 

  • значительные материальные и временные затраты на проведение интервью (в том числе на подготовку профессиональных интервьюеров);

  • трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;

  • у респондента может возникать вопрос об анонимности беседы и конфиденциальности полученных от него данных.

Анкетирование – это метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом (в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе) или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента.

Преимущества:

  • респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос; влияние исследователя на ход и результат анкетного опроса сведено к минимуму;

  • у респондента достаточно времени на обдумывание вопросов; 

  • полная анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом;

  • относительная дешевизна и оперативность.

Недостатки: 

  • невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса;

  • риск невозврата анкет, пропуски в ответах на вопросы.

Традиционный анализ документов – набор умственных операций, которые направлены на логическое изучение содержания документа, выявление латентных смыслов, оценку авторского стиля и языка изложения.

Главное преимущество метода – традиционный анализ документов дает возможность исследователю изучить суть явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Главный недостаток традиционного анализа документов – его субъективизм.

Процедура традиционного анализа документов состоит из внутреннего и внешнего анализа. Внешний анализ документов предполагает установление подлинности документа, установление мотивов, причин создания документа, выявление особенностей стиля и языка изложения автора, описание социального контекста создания документа (время, место создания документа). Внутренний анализ предусматривает, изучение содержания документа, изучение логической структуры текста, выявление явных и латентных смыслов, изучение коммуникативных намерений автора, оценку отношения автора к информации, которую он излагает в своем документе, определение целевой аудитории документа.

Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления имеющихся тенденций развития социальных факторов.

Важным требованием, предъявляемым к документу при реализации контент-анализа, является наличие в нем элементов, подлежащих количественному измерению.

Цель контент-анализа, как правило, сводится к выявлению индикаторов, которые указывают на наличие в документе элементов, значимых для достижения цели и решения поставленных исследователем задач.

Область применения контент-анализа: исследования, предполагающие изучение больших объемов текстов; изучение объектов «на расстоянии» (мемуары, ретроспективный анализ); изучение динамики явлений, освещаемых СМИ; выявление скрытого содержания текста взаимодействия.

Социальный эксперимент – способ получения информации, в процессе которого мы создаем (изыскиваем) условия, необходимые для проявления и измерения причинно-следственных связей между явлениями.

Преимущество метода заключается в том, что эксперимент – единственный метод, позволяющий статистически достоверно выявлять причинно-следственные связи между социальными переменными.

Недостатки:

  • невозможность контролировать условия проведения эксперимента (усталость, чувство голода, настроение и т. п.);

  • излишняя активность испытуемых может привести к искажению результата;

  • серьезное влияние на результаты эксперимента может оказывать личность экспериментатора, так как он – лицо заинтересованное;

  • эксперимент требует значительных затрат, четкого выполнения процедуры и т. п.

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Преимущества: 

  • дает возможность изучать поведение людей вне зависимости от их умения давать информацию;

  • позволяет наблюдать эмоции наблюдаемых;

  • позволяет увидеть целостную картину событий.

Недостатки: 

  • один из самых дорогих методов, так как сбор информации рассчитан на то, что посредников между наблюдаемым и исследователем – минимум;

  • имеются сложности в организации;

  • невозможно повторить события. 

Netology

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748