Социологическое интервью и его виды
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ – это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
Интервьюер может задавать уточняющие вопросы и прояснять непонятные моменты.
Интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением информанта отслеживать его реакции на различные вопросы.
Процесс общения позволяет интервьюеру повысить заинтересованность респондента в обсуждаемой теме и сформировать более серьезное отношение к ситуации опроса.
Процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом.
НЕДОСТАТКИ:
Значительные материальные и временные затраты на проведение интервью (в том числе на подготовку профессиональных интервьюеров).
Трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом.
У респондента может возникать вопрос об анонимности беседы и конфиденциальности полученных от него данных.
По числу одновременных участников интервью может быть индивидуальным и групповым.
К индивидуальному типу относятся: face-to-face интервью, телефонное (CATI, PATI) и онлайн-интервью (подробнее о них в вопросе 31). К групповому относятся фокус-группы, диады и триады.
Интервью по степени формализации:
Структурированное (стандартизированное). Предполагает детальную разработку всей процедуры опроса: наличие общего плана беседы, последовательности вопросов и вариантов ответов.
Полуструктурированное. Предполагает наличие списка тем для обсуждения и вопросов, а не сами вопросы. Часто в ходе интервью интервьюер должен формулировать вновь возникающие темы, импровизировать с вопросами.
Неструктурированное. Характеризуется минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленных вопросов или разработанного плана беседы. Спрашивающий задает вопросы спонтанно, а не читает их по списку. Это позволяет ему свободно обсуждать темы, возникающие в процессе интервью. Таким образом, ход опроса направляется ответами, получаемыми от респондента.
Интервью по уровню подготовленности респондента:
Директивное. У респондента есть четкое представление о том, почему у него такое мнение, почему он так поступает.
Недирективное. Респондент плохо ориентируется в причинах, мотивах своих действий. Цель – их выяснение.
ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ – это метод опроса в качественном исследовании, предполагающий индивидуальную беседу интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопросов. Проводится в свободной форме, длится 1,5–3 часа. Проведение целесообразно при необходимости получения информации о внутренних побуждающих мотивах индивида и его поведения. Отличительный признак: определение лишь общего круга вопросов, которые планируется задать; сохранение свободы респондента в ответах. Проводят только опытные исследователи.
Диада – это метод качественных исследований, основанный на интервью с группой, состоящей из двух представителей целевых групп. Используются диады для изучения деликатных или интимных вопросов, а также когда необходимо изучить мнения и аргументы двух несовпадающих позиций, например, читателя и издателя, покупателя и продавца и т. д.
Триада – это метод качественных исследований, основанный на интервью с группой, состоящей из трех представителей целевых групп. В триаде появляются совершенно новые феномены, такие, как возможность коалиции двух против третьего, возможность посредничества, арбитража в споре, возможность возможности решения спорных вопросов большинством.
ФОКУС-ГРУППА (фокус-групповая дискуссия, или ФГД) – это вид группового интервью, качественный метод исследований, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.