Социологическое интервью и его виды

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРЕИМУЩЕСТВА НЕДОСТАТКИ ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ Диада Триада ФОКУС-ГРУППА
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ – это устный вид опроса, при котором социолог находится в непосредственном контакте с опрашиваемым. 

ПРЕИМУЩЕСТВА: 

  • Интервьюер может задавать уточняющие вопросы и прояснять непонятные моменты. 

  • Интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением информанта отслеживать его реакции на различные вопросы.

  • Процесс общения позволяет интервьюеру повысить заинтересованность респондента в обсуждаемой теме и сформировать более серьезное отношение к ситуации опроса. 

  • Процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом. 

НЕДОСТАТКИ: 

  • Значительные материальные и временные затраты на проведение интервью (в том числе на подготовку профессиональных интервьюеров). 

  • Трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом. 

  • У респондента может возникать вопрос об анонимности беседы и конфиденциальности полученных от него данных.

По числу одновременных участников интервью может быть индивидуальным и групповым.

К индивидуальному типу относятся: face-to-face интервью, телефонное (CATI, PATI) и онлайн-интервью (подробнее о них в вопросе 31). К групповому относятся фокус-группы, диады и триады.

Интервью по степени формализации:

  1. Структурированное (стандартизированное). Предполагает детальную разработку всей процедуры опроса: наличие общего плана беседы, последовательности вопросов и вариантов ответов.

  2. Полуструктурированное. Предполагает наличие списка тем для обсуждения и вопросов, а не сами вопросы. Часто в ходе интервью интервьюер должен формулировать вновь возникающие темы, импровизировать с вопросами.

  3. Неструктурированное. Характеризуется минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно проводится без заранее подготовленных вопросов или разработанного плана беседы. Спрашивающий задает вопросы спонтанно, а не читает их по списку. Это позволяет ему свободно обсуждать темы, возникающие в процессе интервью. Таким образом, ход опроса направляется ответами, получаемыми от респондента. 

Интервью по уровню подготовленности респондента: 

  1. Директивное. У респондента есть четкое представление о том, почему у него такое мнение, почему он так поступает.

  2. Недирективное. Респондент плохо ориентируется в причинах, мотивах своих действий. Цель – их выяснение.

ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ – это метод опроса в качественном исследовании, предполагающий индивидуальную беседу интервьюера с респондентом по определенной теме при свободной или направленной формулировке вопросов. Проводится в свободной форме, длится 1,5–3 часа. Проведение целесообразно при необходимости получения информации о внутренних побуждающих мотивах индивида и его поведения. Отличительный признак: определение лишь общего круга вопросов, которые планируется задать; сохранение свободы респондента в ответах. Проводят только опытные исследователи.

Диада – это метод качественных исследований, основанный на интервью с группой, состоящей из двух представителей целевых групп. Используются диады для изучения деликатных или интимных вопросов, а также когда необходимо изучить мнения и аргументы двух несовпадающих позиций, например, читателя и издателя, покупателя и продавца и т. д. 

Триада – это метод качественных исследований, основанный на интервью с группой, состоящей из трех представителей целевых групп. В триаде появляются совершенно новые феномены, такие, как возможность коалиции двух против третьего, возможность посредничества, арбитража в споре, возможность возможности решения спорных вопросов большинством.

ФОКУС-ГРУППА (фокус-групповая дискуссия, или ФГД) – это вид группового интервью, качественный метод исследований, заключающийся в организации исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.