Социометрический опрос
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социометрический опрос – это метод сбора первичной социальной информации об отношениях между личностями в небольших социальных группах.
Сущность социометрического опроса состоит в том, чтобы его участники выбрали или наоборот не выбрали одного или несколько членов исследуемой группы по определенным социометрическим критериям.
Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог Дж. Морено (1892—1974), называл свою социометрическую концепцию, в отличие от «большой» социологии, «социальной микроскопией». Социометрия мыслилась Дж. Морено как наука об измерении межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.
Социометрический опрос выполняет следующие функции:
выявление авторитета членов социальной группы и наоборот, того, кто оказывается отвергнутым;
составление целостной картины отношений между членами группы, частоту и направленность социальных контактов;
Выявление внутригрупповых подсистем – сплоченных образований со своими относительно обособленными и самостоятельными структурами отношений, неформальными лидерами;
измерение степени раздробленности и сплоченности группы.
Таким образом, единицей анализа и измерения в социометрическом опросе является выбор – установка индивида относительно взаимоотношений с другими участниками своей группы в конкретной ситуации. В качестве категории анализа выступает социометрический критерий – определенная жизненная ситуация (может быть реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других участников социальной группы (проживание на необитаемом острове, например). В качестве такой ситуации может быть совместная деятельность респондента с выбранным партнером или же предположение о том, кто из участников данной группы выберет (или не выберет) самого респондента как партнера по совместной деятельности.
При проведении социометрических опросов исследователи часто используют социометрические карточки, которые являются инструментом для сбора эмпирической информации о взаимоотношениях в социальной группе. При разработке социометрических карт стоит заострить внимание на корректности вопросов. Социолог должен осознавать, что исследование он проводит в реальной группе и будет изучать реальные отношения людей, он не должен провоцировать участников опроса на конфликтные ситуации, должен заботится о благоприятной обстановке без негативных последствий.
Внешне социометрическая карта схожа с анкетой и включает в себя:
подборку вопросов, которые направлены на выявление отношений внутри группы, симпатий, антипатий;
обращение к респондентам, инструкцию, где ясно и понятно разъясняется, как и в какой последовательности необходимо отвечать на предложенные вопросы;
в завершение обязательно должна быть информация о дополнительном опросе (если он планируется), также обязательно надо поблагодарить участников опроса.
В случае, когда в социометрических карточках необходимо использовать схемы, особое внимание уделяется составлению инструкций по их заполнению, при этом очень точно задаются смыслы всех условных обозначений, применяемых в схеме.
У социометрического опроса всегда имеются цели и задачи. В зависимости от них к составлению социометрических вопросов применяются разные подходы, выделяют вопросы, строящиеся:
на свободном выборе;
выбор обязателен;
на ранжирующем выборе и таком же наборе вариантов, для выявления неприятия тех или иных индивидов;
возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.