Тестирование, виды тестов
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В общенаучном смысле тест — это кратковременное стандартизированное испытание, направленное на получение в относительно сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного психического свойства (черты, характеристики) или качества, а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. Тест позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства, черты поведения, а также получить качественные и количественные оценки измеряемых характеристик.
Тестирование (англ. test – испытание, проверка) – экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Основными этапами тестирования являются:
разработка программы исследования (определение целевой группы исследования, места проведения исследования, инструментария и пр.);
подготовка необходимых материалов для тестирования;
подготовка помещения для проведения тестирования;
проведение тестирования;
обработка данных, полученных в ходе тестирования;
подготовка отчета.
При проведении тестирования используются как количественные, так и качественные методы. Как правило, в инструментарии количественного исследования используются следующие методики:
ранжирование (присвоение ранга; респондент отмечает, какая концепция, продукт ему наиболее привлекателен, интересен и т. п.);
прямые вопросы (напр., «О чем говорится в рекламе?», «Что Вам не нравится в этой задумке?» и т. п.);
оценочные шкалы (напр., 5-, 10-балльные).
ВИДЫ ТЕСТОВ
Тестирование по предмету исследования:
Тестирование концепций продукта (рекламного, программного). Тестирование концепции продукта позволяет получить оценки респондентов о самой идее продукта, о его назначении, о том, действительно ли он необходим и насколько он удовлетворяет потребности людей. В результате такого вида тестирования происходит оценка и отбор наиболее оптимальной концепции продукта.
Тестирование продукта (рекламного, программного). Если тестированию подвергается продукт, давно существующий на рынке, то цель теста состоит в том, чтобы определить, насколько изменилось положение данного продукта на рынке за определенный отрезок времени. Если тестируется новый продукт, то главный вопрос теста – действительно ли этот новый продукт лучше тех, что уже существуют.
Тестирование названия продукта (рекламного, программного). Тестирование названия продукта направлено на выбор подходящего, легко произносимого и запоминаемого, а также приятно звучащего названия.
Тестирование в зависимости от места проведения:
в студии / лаборатории;
в домашних условиях (home-test);
в торговых точках, компьютерных центрах, других общественных местах (hall-test) и др.
Тестирование в зависимости от степени информированности респондентов:
«слепое» тестирование (без марки продукта: предполагает тестирование продукта в нейтральной упаковке или без упаковки);
«открытое» тестирование (наличие логотипов, названий брендов на тестируемых образцах).
Тестирование в зависимости от количества тестируемых продуктов, концепций:
оценочное (один продукт/концепция);
сравнительное (несколько аналогичных продуктов/концепций).