Типы шкал, используемых в социологическом исследовании

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

4 типа шкал Шкала порядка (ранговая шкала) Интервальная шкала
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Шкала – это особый способ измерения социального объекта, представленный в числовой системе.

В социологических исследованиях используются 4 типа шкал:

  • номинальное измерение (номинальная шкала);

  • порядковое измерение (порядковая, ранговая шкала);

  • интервальное измерение (интервальная шкала);

  • пропорциональное измерение (пропорциональная шкала).

Каждый последующий тип шкалы обладает всеми свойствами предыдущей, плюс свое свойство.

Шкала наименований (номинальная шкала). Данное измерение устанавливает отношение тождества между объектами, точнее, между конкретным признаком, проявляющимся у конкретного объекта, и соответствующей позицией шкалы.

Примером данного типа шкалы можно считать шкалу профессий:

Род занятий:

  • владелец/совладелец собственной фирмы;

  • руководитель высшего/среднего звена;

  • специалист-техник/специалист-гуманитарий.

Шкала порядка (ранговая шкала). Данное измерение помимо установления отношений тождества обладает и отношением порядка, т. е. каждая позиция шкалы упорядочена относительно других; в отличие от номинальной шкалы, позиции порядковой шкалы нельзя менять местами.

В качестве примера данной шкалы можно рассмотреть шкалу образования: 

  • незаконченное среднее;

  • законченное среднее;

  • незаконченное высшее;

  • законченное высшее.

Интервальная шкала. Это измерение обладает свойствами порядковой шкалы, плюс содержит допущение о том, что имеется единица измерения, а значит, шкальные значения признаков могут складываться.

Шкала отношений (пропорциональная шкала). Помимо свойств интервальной шкалы, данное измерение содержит непроизвольную нулевую точку, т. е. имеет свою единицу измерения (часы, годы, рубли и т. п.). Такой шкалой измеряют возраст, бюджеты времени и денег и т. п. 

Интервалы в пропорциональной шкале могут быть как равными, так и разными. Главное – четко обозначить границы интервалов. Например, если в шкале возраста предыдущий интервал заканчивается позицией «20 лет», то следующий должен начинаться с позиции «21 год».