Типология вопросов, используемых в социологических исследованиях. Требования к вопросам

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основные типы вопросов Вспомогательные типы вопросов Закрытые вопросы Основные правила составления вопросов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Вопрос в соц. исследовании – все речевые сообщения как в вопросительной, так в утвердительной или отрицательной форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его реагировать на них, направленные на получение информации, необходимой для решения исследовательской задачи.

Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение, в закрытых предложены варианты ответа. Полузакрытые вопросы – это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть позиция другое.

Основные типы вопросов:

  1. Фактологические вопросы выявляют свершившиеся действия или наличие факта. Например: Сколько газет Вы выписывали в прошлом году? Не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа, иногда могут требовать напряжения памяти, если мы спрашиваем респондента о прошлых событиях.

  2. Статусные вопросы – это вопросы о социально-демографических характеристиках участников опроса (объекта изучения): пол, возраст, образование и т. д.

  3. Вопросы о знаниях или уровне информированности выявляют, что знает респондент, а что нет. Например: Какие политики из нижеперечисленных Вам известны?.

  4. Вопросы о мнениях выявляют оценки, мнения, суждения респондентов, основанные на индивидуальных представлениях. Например: Кто, на Ваш взгляд, должен быть главой семьи?.

  5. Вопросы о мотивах выявляют субъективные представления человека о мотивах деятельности, ценностных ориентациях и установках. Эти вопросы направлены на то, чтобы понять причины. Например: Скажите, пожалуйста, почему Вы решили уволиться?.

Вспомогательные типы вопросов:

  1. Контактные вопросы созданы, чтобы установить контакт с респондентом, заинтересовать его, настроить на работу. Информация, полученная с помощью таких вопросов, может в дальнейшем и не использоваться. Такие вопросы должны быть просты, не вызывать отрицательного ответа, но иметь смысл, например: начать разговор с того, что интересует людей.

  2. Вопрос-ловушка, задача: проверить искренность, правдивость ответов респондентов. Например: спросить о моменте из рекламы, которого в рекламе и не было.

  3. Контрольный вопрос тоже относится к вспомогательному типу. Его задача состоит в проверке правильности ответов на основной вопрос.

Закрытые вопросы бывают следующих видов:

  • дихотомические – это такие вопросы, на которые предусмотрен ответ: да или нет;

  • вопрос меню или кафетерий, когда можно выбрать несколько вариантов ответов. Обычно к таким вопросам есть пометки: выбрать два-три варианта, или не больше четырех;

  • матричные вопросы, то есть в форме таблиц;

  • вопросы на интенсивность. В форме оцените от 1 до 5.

Основные правила составления вопросов:

  1. Вопросы должны носить недвусмысленные характер.

  2. Простота и краткость – необходимо избегать длинных и сложных для понимания вопросов.

  3. Избегать сложных слов, сленгов и терминов – не используйте в вопросах слова, которые могут быть не понятны респондентам.

  4. Избегать двойного отрицания. Пример: Вы бы не стали использовать пасту, которую не одобрили стоматологи?.

  5. Избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет неточным для респондента, но желаемым для исследователя.