Требования к социологической информации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социологическая информация – информация, добытая в результате социологического исследования, совокупность знаний, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера.
Выделяется первичная и вторичная социологическая информация.
Первичная информация об объекте и предмете СИ появляется с помощью разных методов сбора (анкетный опрос, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ различного вида документов и др.). Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования.
Под вторичной понимается информация, которая обработана и представлена в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации. Вторичная социологическая информация представляет собой обработанную первичную информацию. Она систематизирована, проанализирована, сжата по объему и удобна для работы по формулированию выводов и разработки практических рекомендаций для управленческой деятельности. На ее основе делаются заключения, имеющие значение для науки и практики.
К социологической информации предъявляется довольно много требований: достоверность, надежность, правдивость, объективность, доступность для массового понимания, валидность, продуктивность, действенность, потребительская ценность, репрезентативность и др.
Рассмотрим наиболее важные требования, которые чаще описываются в методологической литературе.
Объективность – стремление воспроизвести и объяснить явление/процесс, отвлекаясь от ценностной точки зрения социолога, его теоретической предубежденности, отказ от субъективности. Достичь объективности помогают совместное обсуждение проблемы в исследовательском коллективе, знакомство с публикациями разных ученых по данной тематике, научные дискуссии в разных формах, в том числе в виде научных конференций.
Достоверность – истинность знания об объективной действительности, которая должна быть обеспечена на всех этапах СИ: подготовительном, полевом, адекватных способов обработки и анализа информации. В определении достоверности фиксируется два аспекта: а) установленность его истины; б) убежденность, уверенность субъекта (социолога) в этом.
Обоснованность – это выражение точности результатов в отношении преследуемой цели, его соответствие избранной действительности.
Надежность – уверенность в том, что исследователь имеет дело с подлинными, а не иллюзорными фактами, что эти факты сгруппированы по определенному правилу, а не собраны случайно и бессистемно. И что в самой системе этих фактов имеется четкая логика. Понятие надежности связано с понятием вероятности, поскольку оно характеризует такие познавательные процессы, выводы которых носят вероятностный характер. В процессе СИ надежность социологической информации обусловливают и определяют различные факторы. Хотя в разных случаях и на различных этапах СИ понятие надежности приобретает разное значение, но оно всегда остается характеристикой преодоления неких нарушений и ошибок. Поэтому надежную социологическую информацию можно определить как информацию, в которой относительно отсутствуют ошибки.
Репрезентативность (фр. representatif – представляющий собой что-либо) как требование к социологической информации – это необходимость достаточно точно отражать выборкой генеральную совокупность по заданному составу признаков объекта и состоянию репрезентируемых качеств. Например, типичная выборка для изучения электорального поведения взрослого населения Республики Беларусь, состоящего из нескольких миллионов человек, будет равна 1–1,5 тыс. отобранных специальным образом респондентов. В выборке могут учитываться такие признаки, как пол и возраст, уровень образования и место проживания респондента.