... > Уголовное право > Коммерческий подкуп и...

Коммерческий подкуп и его отграничение от взяточничества

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Субъектом получения взятки Предметом Коммерческий подкуп Субъектом незаконной передачи Под вымогательством Добровольным
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Субъектом получения взятки является должностное лицо, выполняющее соответствующие функции в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Субъектом же ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе является, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. 

Соответственно, если незаконное имущественное вознаграждение передается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, то содеянное представляет собой дачу взятки. В случае же передачи материальных ценностей лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, налицо коммерческий подкуп. 

Таким образом, различие в субъектах определяет и различие в объектах взяточничества и коммерческого подкупа. В первом случае вред причиняется общественным отношениям, обеспечивающим нормальное (законное) функционирование государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, а во втором - аппарата коммерческих и иных организаций. 

Под указанным общим названием комментируемая статья содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

Предметом обоих преступлений могут быть деньги, как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно выгоды или услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры, строительство дачи, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе и т.п.). Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта). 

Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Это могут быть разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, ходе деловых переговоров, намерении сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита и т.д. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться в качестве стимула к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.

Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности были переданы или услуги оказаны лицу, выполняющему управленческие функции, - до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако, поскольку преступление называется коммерческий подкуп, в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия).

Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими.

Закон не установил в качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) — умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, - побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Субъектом ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, государственной корпорацией (см. комментарий к ст. 201).

Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков: совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, о понятиях которых см. комментарий к ст. 35.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, только способствовавших совершению коммерческого подкупа, например сводивших давших и получивших незаконное вознаграждение, советовавших им, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК при обвинении в совершении нескольких деяний, каждое из которых содержит признаки составов передачи или получения предмета коммерческого подкупа, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействие) в интересах дающего. Соответственно, как совокупность преступлений нужно квалифицировать получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействия). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействия), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматривается как единичное преступление.

Коммерческий подкуп может быть продолжаемым преступлением при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

Под вымогательством (п. в ч. 4 ст. 204) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.