Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Уголовная политика современной России определяется в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также в решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам.
Уголовная политика осуществляется государством как в результате принятия уголовно-правовых норм, через криминализацию и декриминализацию, так и посредством пенализации и депенализации деяний.
УП-составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью, в которой определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. У.п. должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера.
Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным сообществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике.
Стратегия в сфере У.п. определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. Хотя она отличается постоянством, но может меняться в связи с коренными преобразованиями. происходящими в обществе.
Можно выделить два основных направления реализации У.п.: воздействие на преступность средствами уголовно-правового характера (уголовно-правовую политику) и правоохранительную политику (судебно-следственную).
У.п. в сфере правотворчества определяет место, роль уголовного закона в борьбе с общественно-опасными проявлениями. Она должна отражать социальную политику государства в указанной сфере, определять наиболее эффективные уголовно-правовые меры воздействия на преступность, своевременно отражать изменения в ее динамике и структуре, строго дифференцировать ответственность, оперативно вырабатывать наиболее целесообразные уголовно-правовые меры воздействия. Стержнем этой политики является проблема криминализации и декриминализации деяний, пенализации и депенализации.
Уголовно-правовая.
Уголовно-судебная.
Уголовно-процессуальная.
Уголовно-исполнительная.
Криминализация есть процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых
Декриминализацию определяет как процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости.
В широком смысле, криминализация это не только закрепление в законе признаков новых составов преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках существующих составов, отдельные ограничения в применении институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также конструирование норм общего характера, вызывающих более широкий спектр нежелательных для виновных правовых последствий.
Криминализацию и декриминализацию принято рассматривать в двух аспектах, как процесс и как результат. Процесс криминализации представляет собой выявление общественно-опасных форм человеческого поведения и признания допустимости и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними. Результатом криминализации является появление новой нормы в уголовном законе. Процесс декриминализации предполагает установление оснований общественной опасности деяния и признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ним. Результатом декриминализации является отмена уголовной наказуемости деяния.
экономические;
политические;
социально;
психологические;
криминологические.
Основания криминализации — это процессы, происходящие в материальной и духовной сферах жизни общества, развитие которых порождает объективную необходимость и общественную потребность в уголовно-правовой охране тех или иных ценностей. Основания принято делить на социальные и криминологические.
Наличие общественно-опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета (Высокая общественная опасность деяния, причиняющая существенный вред общественным интересам).
Распространенность деяний определенного вида, ранее редко встречавшихся.
Динамика, возникновение или существенное развитие новых видов общественных отношений.
Возможность у государства иными методами воздействовать на поведение людей.
Степень правосознания граждан.
Существенное изменение социально-политической обстановки в стране и другие обстоятельства.
Пенализация — процесс установления уголовной наказуемости деяния.
Пенализация не сводится только к установлению наказания за совершение преступления, она включает также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующего уголовного законодательства изменений в направлении их ужесточения.
существующие в обществе представления о возможностях наказания;
соотношение преступления с наказанием;
общественную нравственность, которая одобряет или не одобряет жестокость по отношению к преступникам;
уровень рецидива преступлений;
экономические возможности общества по исполнению того или иного вида наказания;
пенитенциарный опыт других государств, собственный исторический опыт;
данные педагогики и психологии;
уровень, динамику, структуру преступности и многое другое.