... > Уголовное право > Уголовная политика и...

Уголовная политика и роль уголовного права в ее реализации. Криминализация и декриминализация общественно опасных деяний. Основания и условия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Уголовная политика Виды Конкретные процессы Основания криминализации Депенализация Факторы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами законодательной, исполнительной и судебной власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяний, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершивших преступления.

Уголовная политика современной России определяется в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных и иных законах, актах палат Федерального Собрания, в ежегодных посланиях Федеральному Собранию и указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства РФ по вопросам борьбы с организованной и иной преступностью и коррупцией, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по итогам обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных дел, а также в решениях Конституционного Суда РФ по конкретным делам.

Уголовная политика осуществляется государством как в результате принятия уголовно-правовых норм, через криминализацию и декриминализацию, так и посредством пенализации и депенализации деяний.

УП-составная часть политики государства в сфере борьбы с преступностью, в которой определены принципы, стратегия, основные задачи, формы и методы контроля за преступностью. У.п. должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Одновременно эта политика должна быть направлена на обеспечение интересов общества и государства. У.п. включает в себя не только правовые средства воздействия на преступность, но и правоприменительную деятельность, а также меры социально-экономического и идеологического характера.

Цели и принципы У.п. достаточно стабильны, они не зависят от социальной, политической, экономической конъюнктуры, базируются на общечеловеческих ценностях, на выработанных международным сообществом положениях по борьбе с преступностью и обращению с преступниками, достижениях науки, правоприменительной практике.

Стратегия в сфере У.п. определяет конкретные задачи, формы, методы, средства и основные направления реализации ее целей и принципов. Хотя она отличается постоянством, но может меняться в связи с коренными преобразованиями. происходящими в обществе.

Можно выделить два основных направления реализации У.п.: воздействие на преступность средствами уголовно-правового характера (уголовно-правовую политику) и правоохранительную политику (судебно-следственную).

У.п. в сфере правотворчества определяет место, роль уголовного закона в борьбе с общественно-опасными проявлениями. Она должна отражать социальную политику государства в указанной сфере, определять наиболее эффективные уголовно-правовые меры воздействия на преступность, своевременно отражать изменения в ее динамике и структуре, строго дифференцировать ответственность, оперативно вырабатывать наиболее целесообразные уголовно-правовые меры воздействия. Стержнем этой политики является проблема криминализации и декриминализации деяний, пенализации и депенализации.

Виды:

  • Уголовно-правовая.

  • Уголовно-судебная.

  • Уголовно-процессуальная.

  • Уголовно-исполнительная.

Криминализация есть процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых

Декриминализацию определяет как процесс установления оснований отпадения общественной опасности деяний, признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и отмены их уголовной наказуемости.

В широком смысле, криминализация это не только закрепление в законе признаков новых составов преступлений, но и повышение верхних пределов санкций в рамках существующих составов, отдельные ограничения в применении институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также конструирование норм общего характера, вызывающих более широкий спектр нежелательных для виновных правовых последствий.

Криминализацию и декриминализацию принято рассматривать в двух аспектах, как процесс и как результат. Процесс криминализации представляет собой выявление общественно-опасных форм человеческого поведения и признания допустимости и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними. Результатом криминализации является появление новой нормы в уголовном законе. Процесс декриминализации предполагает установление оснований общественной опасности деяния и признания нецелесообразности уголовно-правовой борьбы с ним. Результатом декриминализации является отмена уголовной наказуемости деяния.

Конкретные процессы, проистекающие в реальной действительности, и следует отнести к условиям криминализации и декриминализации деяний.

  1. экономические;

  2. политические;

  3. социально;

  4. психологические;

  5. криминологические.

Основания криминализации — это процессы, происходящие в материальной и духовной сферах жизни общества, развитие которых порождает объективную необходимость и общественную потребность в уголовно-правовой охране тех или иных ценностей. Основания принято делить на социальные и криминологические. 

Основания криминализации:

  1. Наличие общественно-опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета (Высокая общественная опасность деяния, причиняющая существенный вред общественным интересам).

  2. Распространенность деяний определенного вида, ранее редко встречавшихся.

  3. Динамика, возникновение или существенное развитие новых видов общественных отношений.

  4. Возможность у государства иными методами воздействовать на поведение людей.

  5. Степень правосознания граждан.

  6. Существенное изменение социально-политической обстановки в стране и другие обстоятельства.

Пенализация — процесс установления уголовной наказуемости деяния.

Пенализация не сводится только к установлению наказания за совершение преступления, она включает также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующего уголовного законодательства изменений в направлении их ужесточения.

Депенализация — процесс, обратный пенализации, он сводится к устранению более строгих или введению более мягких видов наказаний, снижению их сроков. Полная депенализация, т.е. устранение уголовной наказуемости деяния, совпадает с его декриминализацией.

Факторы, учитываемые при пенализации (депенализации) деяния, разнообразны. Они включают: 

  1. существующие в обществе представления о возможностях наказания;

  2. соотношение преступления с наказанием;

  3. общественную нравственность, которая одобряет или не одобряет жестокость по отношению к преступникам; 

  4. уровень рецидива преступлений;

  5. экономические возможности общества по исполнению того или иного вида наказания;

  6. пенитенциарный опыт других государств, собственный исторический опыт;

  7. данные педагогики и психологии;

  8. уровень, динамику, структуру преступности и многое другое.