Вооруженный мятеж и его отличие от массовых беспорядков
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Статья 212. Массовые беспорядки
Высокая степень общественной опасности массовых беспорядков определяется тем, что в них участвует большое число людей (толпа) и они сопряжены с уничтожением и повреждением имущества, причинением физического вреда здоровью или смерти значительному числу людей, дезорганизацией деятельности транспорта, работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законодатель дифференцирует ответственность за массовые беспорядки в зависимости от той роли, которую выполняет лицо в процессе совершения преступления.
Организация массовых беспорядков выражается либо в действиях, направленных на подготовку к массовым беспорядкам, в непосредственном руководстве массовыми беспорядками в период их совершения (ч. 3 ст. 33 УК).
Погромы означают разрушение, повреждение или разграбление жилых или производственных помещений, транспортных средств, коммуникационных узлов в процессе массовых беспорядков.
Поджоги — это действия, приведшие к возгоранию строений, транспортных средств, имущества или иных объектов.
Под уничтожением имущества понимается приведение в полную негодность любого имущества независимо от его стоимости и формы собственности.
Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать использование поражающих свойств названных предметов и веществ для причинения физического вреда или разрушения различных материальных объектов.
Оказание вооруженного сопротивления представителю власти означает активное противодействие правомерным действиям представителей власти по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, совершаемое с применением оружия, когда создается угроза их жизни или здоровью.
В части 3 ст. 212 устанавливается ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно за призывы к насилию над гражданами. Призывы означают публичное обращение к толпе в целях возбуждения у нее желания совершить определенные действия.
Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 3 ст. 212, следует признавать оконченными с момента организации беспорядков либо с момента обращения с призывами. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 212, является оконченным с момента совершения указанных в законе действий - применения насилия, совершения погромов, поджогов и т.д.
Субъект массовых беспорядков — лицо, достигшее возраста 16 лет. Участники конкретных актов насилия, погромов, поджогов и т.д. могут привлекаться к ответственности с 14 лет, если в соответствии с законом ответственность за эти конкретные преступления установлена с этого возраста.
Различия:
цель:
свержения конституционного строя;
насильственного изменения конституционного строя;
нарушения территориальной целостности РФ.
Вооруженность – обязательный признак.
Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Статья 279. Вооруженный мятеж
Объект преступления — незыблемость конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации как часть основы ее политической системы.
Объективная сторона включает два деяния: а) организация вооруженного мятежа; б) активное участие в нем.
Активное участие в вооруженном мятеже предполагает совместное с другими участниками вооруженного выступления совершение действий, направленных на реализацию целей мятежа (применение или попытка применения оружия в отношении представителей власти, насильственный захват правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи и т.д.), в том числе и необходимых для обеспечения осуществления вооруженного мятежа (агитация среди населения, разведывательные акции, предоставление боеприпасов, питания и т.д.).
Вооруженность означает, что у участников мятежа (необязательно у всех) имеется оружие. Об оружии см. комментарий к ст. 222, о вооруженности — комментарий к ст. 209.
Вооруженность предполагает наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия (п. 5 названного Постановления). В тех случаях, когда для определения характера предметов требуются специальные познания, по делу необходимо проведение соответствующей экспертизы (п. 5 Постановления).
Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей, требует самостоятельной квалификации, которая зависит от статуса потерпевшего. Если таковыми являются государственные или общественные деятели, то содеянное охватывается ст. 277 УК (см. комментарий); если лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, - ст. 295; если сотрудники правоохранительных органов - ст. 317. Во всех остальных случаях лишение жизни при вооруженном мятеже квалифицируется по ст. 105 УК.
Момент окончания преступления зависит от его вида. Организация вооруженного мятежа считается оконченной с момента фактического вооруженного выступления мятежников; организационные действия, не приведшие к вооруженному мятежу, но преследовавшие эту цель, следует признавать приготовлением к преступлению, предусмотренному комментируемой статьей.
Активное участие в вооруженном мятеже является оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей вооруженного мятежа; фактическая же их реализация лежит за пределами рассматриваемого состава преступления.
Первая цель предполагает упразднение насильственным путем основ конституционного строя, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ, ликвидацию прав и свобод, провозглашенных в гл. 2 Конституции РФ, и установление в результате вооруженного мятежа общественного и государственного устройства, не соответствующего Конституции РФ.
Вторая цель означает замену существующих конституционных институтов власти на институты, не предусмотренные Конституцией РФ.
Третья цель заключается в намерении нарушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, отторгнуть часть российской территории и провозгласить ее независимость от Российской Федерации.