1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI В

Английская королевская Реформация первой половины XVI в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

распространение евангелических идей «Актом о супрематии» Генриха VIII «42 статьи веры»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В 1520 е годы в Англии начинается распространение евангелических идей из Франции и Германии, где уже шла Реформация. Лютеранство стало популярно, особенно в купеческой среде, которая часто контактировала с лютеранскими и кальвинистскими землями. В Оксфорде, где было больше сторонников гуманизма и Возрождения (Колет, Линакр), то в Кембридже идеи Реформации стали распространяться быстро. Здесь появляются будущие деятели реформации – Тиндал, Ковердейл, Кранмер и другие.

В 1524 Тиндал переводит на английский язык Новый Завет. Изначально Генрих VIII выступает в защиту католической веры, но ситуация меняется, когда Климент VII отказался дать развод Генриху с Екатериной Арагонской (что было бы вызовом испанской короне). Генрих все же развелся и женился на Анне Болейн, которая уже ожидала ребенка. Ребенок должен был стать законным наследником престола. Церковь протестовала против такого наследования, начался открытый конфликт с папой, завершившийся «Актом о супрематии» 1534 года. Папская юрисдикция более не распространялась на Англию, все священники переходили под контроль англиканской церкви, во главе которой стоял король. Это начало т.н. «королевскую реформацию».

Акты 1536 и 1539 года объявляли о закрытии католических монастырей и передачи из земель в фонд короны, в 1545 были закрыты королевские часовни. За неподчинение англиканской церкви грозила смерть. Против реформации выступил ученик Линакра Томас Мор, он также выступил с критикой власти. За это был казнен.

Тем не менее, реформация «сверху» не была принята в обществе, ее поддержали, в основном, верные короне дворяне во главе с канцлером Томасом Кромвелем. Огромное влияние было у фактического главы церкви, архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, сторонника короля (а вернее королевы) и реформации. Дворяне были довольны тем, что у церкви отбирают землю.

С политической точки зрения итогом первой половины века стало подчинение церкви государю и включение ее в систему государственных институтов Англии, конфискация земель и пополнение казны. Власть монарха дана от Бога, он – его наместник на земле. Создание «Десяти статей» (со временем количество их увеличивалось) – принципы англиканской церкви. Был принят лютеранский принцип оправдания верой, с оговоркой о пользе добрых дел. Допускалось почитание святых и поклонения иконам (но, по требованию короля, «не переусердствовать в этом»). Кроме этого была сохранена иерархия духовенства, их пышное облачение. Таким образом, англиканская церковь – что-то среднее между католической и англиканской. Об этом говорит и тот факт, что Библия, хоть и была переведена на английский, но ее чтение для простонародья было запрещено.

Ситуация меняется после смерти Генриха VIII. На престол восходит его малолетний сын, Эдуард VI. Вся власть политическая при нем принадлежит его дяде, герцогу Сомерсету, а религиозная – архиепископу Кранмеру. Жесткие протестантские порядки, полный отход от римско-католических традиций. В 1553 году парламент принимает «42 статьи веры», выполненные в протестантском духе. Разрешены браки для духовенства, иконоборчество, отмена ограничений на чтение Библии.

Тем не менее, не все англичане принимают новую веру. Северо-запад, в основном, нет. Ряд восстаний.