Борьба германского императора с князьями после поражения крестьянской войны. Аугсбургский религиозный мир
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Подавление крестьянских выступлений исключительно силами князей их весьма усилило, так же, как и распространение Реформации, подорвавшей авторитет католической церкви. Князья стали присваивать церковные земли и имущества. Некоторые церковные иерархи, чтобы не лишаться богатств и власти. Отказывались от сана, осуществляли секуляризацию церковных имуществ и превращялись в светских князей. Так осуществлялась «княжеская» Реформация.
Но так поступали далеко не все князья. Часть их была настолько напугана происходившими изменениями, Крестьянской войной, что предпочитала сохранить католицизм. На этих князей и решил, наконец, опереться император Карл V в борьбе с князьями–реформаторами.
В 1529 г. император и князья-католики на рейхстаге, созванном в Шпрее, потребовали от князей, осуществивших секуляризации, отказаться ото лютеранской ереси. Князей-лютеран там оказалось меньше, и рейхстаг утвердил требования католиков. Впоследствии князья-лютеране опротестовали это решение, считая его несправедливым. С тех пор лютеранская религия и стала называться протестантской.
Карл V решил покончить с протестантами. Но протестантские князья в 1530 г. образовали, так называемый, Шмалькальденский союз. Началось длительное сопротивление. Лишь в 1546 г. князья-протестанты были разгромлены Карлом, и он стал повсеместно восстанавливать католицизм и укреплять свою власть. Это оказалось не по вкусу даже его союзникам – католикам, которые не желали усиления императорской власти. Против Карла образовалась широкая коалиция из протестантских и католических князей. В итоге Карл V в 1552 г. был развбит и едва избежал плена. Он отрекся от императорского престола, оставаясь лишь испанским королем. Германию он передал своему брату Фердинанду I , а Испанию с Нидерландами и Италией унаследовал его сын Филипп II.
Фердинанд I не имел сил бороться с князьями и заключил с ними в 1555 г. так называемый Аугсбургский религиозный мир. Согласно этому договору, каждый князь мог выбирать себе веру. Католицизм и протестантизм уравнивались в правах. Но подданные должны были признавать ту веру, которую выбрал их князь.