1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. БРАЗИЛИЯ В ПЕРИОД 1985-2000 ГГ

Бразилия в период 1985-2000 гг

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Жозе Сарней Современная Бразилия Сарней разработал новое трудовое законодательство Фернанду Колор МЕРКОСУР Фернанду Энрики Кардозу
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Жозе Сарней (1985–1990), первый бразильский президент после падения военной диктатуры, начал проводить в стране демократические реформы. В 1988 г. он принял новую, ныне действующую, конституцию, которая восстанавливала в Бразилии демократические свободы и прямые президентские выборы.

Современная Бразилия — федеративная президентская республика. Субъектами федерации являются штаты. Президент избирается на четыре года (до 1994 г. на пять лет) и является одновременно главой государства и главой правительства. Парламент называется Национальный конгресс, он состоит из двух палат: в верхнюю палату — сенат — избираются по три представителя от каждого штата, нижняя — палата депутатов — избирается по пропорциональной системе. В Бразилии действует всеобщее избирательное право, конституция 1988 г. впервые в истории страны предоставила избирательные права неграмотным, но права голоса лишены военнослужащие.

Сарней разработал новое трудовое законодательство, удовлетворившее большинство требований рабочих. Но на экономику Бразилии, так же как и Аргентины, пагубное воздействие стал оказывать внешний долг. Уже в 1986 г., чтобы получить средства для выплаты процентов по долгу, Сарней вынужден был сокращать государственные расходы. В ответ рабочие начали организовывать всеобщие забастовки. К концу правления Сарнея инфляция достигала 1 500 %. Дополнительной проблемой стал быстрый рост населения страны. За пятнадцать лет (с 1970 по 1985 г.) население Бразилии выросло в полтора раза, что обострило социальные проблемы.

Престиж правительства резко упал. Население потеряло доверие к политической элите, и следующие президентские выборы выиграл независимый кандидат предприниматель Фернанду Колор (1990–1992). Сразу же после вступления в должность он стал проводить жесткую неолиберальную политику: были заморожены цены и зарплата в государственном секторе, заморожены банковские вклады (за исключением мелких сумм), так что из оборота было изъято две трети денежной массы, проведено сокращение государственных расходов. Убыточные государственные предприятия были приватизированы, государственные дотации отменены, произошла либерализация внешней торговли — сокращены импортные пошлины. Увеличились налоги.

Эти меры за месяц сбили инфляцию до нуля, уменьшили дефицит государственного бюджета. Но они привели к дезорганизации производства, разорению многих мелких предприятий, росту безработицы, уменьшению заработной платы. Начался спад производства, спустя полгода инфляция снова стала расти. Никаких положительных последствий эта «шоковая терапия» не имела.

К 1992 г. инфляция вернулась к 1 100 %, производство продолжало сокращаться, больше половины государственного бюджета уходило на выплату процентов по внешнему долгу. 30 % населения оказались ниже уровня бедности, соответственно снизилась покупательная способность. Это наравне с конкуренцией импортных товаров разоряло местных производителей. В 1991 г. Бразилия вместе с Аргентиной стала одним из инициаторов создания МЕРКОСУР и начала активно осваивать его рынок. Экономические эксперименты президента вызывали всеобщее недовольство, которое только усилилось после серии финансовых скандалов. Для расследования финансовых афер президента в конце концов была создана специальная парламентская комиссия, конгресс уже собирался отстранить президента от власти, но, не дожидаясь этого, Колор сам подал в отставку.

Президентом стал его вице-президент, деятель Партии бразильского демократического действия (ПБДД) Итамар Франку (1992–1995). Он отказался от финансовых экспериментов и перешел к мерам по стимулированию производства: были снижены налоги, особенно на мелких и средних предпринимателей, уменьшена учетная ставка, поощрялся экспорт. На основные продукты питания и потребительские товары были установлены твердые цены, повышена заработная плата. Такая политика усилила инфляцию (до 2 500 %), но в то же время привела к подъему экономики. С 1993 г. министром финансов в правительстве Франку стал лидер Партии бразильской социал-демократии (ПБСД) Фернанду Энрики Кардозу. Он провел финансовую реформу, введя новую денежную единицу — реал, который был обеспечен золотовалютными запасами государства. Благодаря этому ему удалось сбить инфляцию до 1–2 %.

Успехи Кардозу в должности министра финансов обеспечили ему победу на следующих президентских выборах (1995–2002). Кардозу был сторонником расширения социальной политики государства, но нехватка средств и огромный внешний долг застав-ляли его следовать рекомендациям МВФ, который требовал продолжения реформ в духе неолиберализма. Зарубежные компании получили равные с национальными предприятиями права, были отменены государственные монополии. Еще более широкий размах приобрела приватизация: к концу правления Кардозу были частично или полностью приватизированы все государственные предприятия, за исключением государственного банка. Эти меры обеспечили значительный приток в Бразилию иностранных инвестиций. В то же время неолиберализм Кардозу был более умеренным, чем неолиберализм Колора. Кардозу повысил импортные пошлины с целью защиты национальных предпринимателей, предоставлял им кредиты и налоговые льготы, активно поддерживал развитие фермерских хозяйств (часть крупных земельных владений была конфискована и передана мелким собственникам). Для того чтобы найти средства для выплаты процентов по внешнему долгу, Кардозу резко сократил государственные социальные расходы, в том числе отменил льготы, сократил расходы на здравоохранение и образование. Социально-экономическая политика Кардозу вызывала недовольство в обществе, рабочие часто устраивали забастовки, протестуя против сокращения расходов на социальные программы, требуя повышения зарплат и пенсий.