1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Достижения Древнегреческой культуры

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

лунный календарь рождение философии комплекс афинского Акрополя выработка 3 ордеров
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В каждом виде искусства, литературном творчестве и науке были созданы образцы, которым следовали и подражали все последующие эпохи. Другой отличительной чертой античной цивилизации является ориентация культуры на рядового свободного гражданина. Вследствие этого культура прославляет и возвеличивает гражданина, равного по правам и положению среди равных, она пронизана гуманистическим звучанием, и именно тогда сформировалась первая общечеловеческая система ценностей, непосредственно связанная с гражданином и гражданским коллективом, в который тот входил.

В наборе ценностных грека занимает не последнее место счастье, по представлению греков, счастливым греком был свободный, зажиточный гражданин, у которого была семья, который видел своих внуков, жил во время расцвета своего государства, умер, защищая свой полис. При этом гражданин выступал в 3 лицах: землевладелец (собственник и труженик), носитель высшей законодательной власти, воин народного ополчения.

Греки упростили слоговое фини­кийские письмо и создали новый, более простой в употреблении алфа­вит. Алфавитное письмо привело к демократизации образования; к VI в. до н. э. распространение грамотности среди свободных греков ста­ло повсеместным.

В Греции сложился лунный календарь, что повлияло на формирование представления о загробном мире только как о царстве теней, откуда нет возврата и где души умерших скитаются неприкаянными. Все греки страшились смерти. Но они решили проблему бессмертия, связав его со славой: счастлив человек, который погиб во цвете лет на поле боя, совершив подвиг. Такой герой обретал бессмертие, оставаясь в памяти людей на вечные времена. В честь героев сооружались статуи, надгробные памятники, складывались легенды. Так в античном обществе утвердилось представление о том, что мыслимое для человека счастье достигается именно при жизни в результате собственных усилий.

На рубеже предполисного и архаичного периодов в греческой культуре начинает проявляться агон – соревновательное начало, предопределившие своеобразие как духовной и материальной культуры, так и всей древнегреческой цивилизации в целом. Он зарождается в среде знати как демонстрация «лучшего». Аристократам необходимо постоянно подчеркивать социальный статус. Они часто проводили военные и спортивные состязания, которые и выявляли победителей. Признанием победы в этих состязаниях становится оливковая или лавровая ветвь – приз, не имеющий никакой материальной ценности, но подчеркивающий принципиальное отличие образа жизни аристократа от бытия простого общинника. Таким образом итогом появления агона стала организация Олимпийских игр (первые – 776 г. До н.э.).

В эпоху архаики греки перешли от религиозно-мифологического восприятия мира к научному, философскому объяснению организации космоса. Возникла новая область мышления, чуждая религии и священным мифологическим сказаниям. Была сформулирована идея космического порядка, покоящегося на законах, которым в равной степени подчиняются все составные элементы.

В VI в. до н. э. в Древней Греции был осуществлен грандиозный интеллектуальный прорыв — произошло рождение философии. Само слово «философия» древнегреческое, оно означает «любовь к мудрости». К концу VI в. До н.э. на смену традиционному мифу, пришел логос, понимаемый как истинное, научно обоснованное объяснение. Создание научной картины мира знаменовало интеллектуальный переворот в духовной культуре Древней Греции. Среди выдающихся греческих философов: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Пифагор.

Греческая литература появилась в VIII-VI вв. до н.э. и первоначально была представлена только эпической поэзией. Историю греческой литературы открывает творчество Гомера, создавшего самые яркие эпические произведения – «Илиаду» и «Одиссею». Кроме творений Гомера, в греческом эпосе было множество поэм о древних мифологических героях. Они получили название «киклический эпос».

Поэмы, в которых излагались мифы о богах, получили название гомеровских гимнов, хотя создал их не Гомер. В этих поэмах отсутствовало еще авторское начало.

Первым авторским произведением эпического жанра были сочинения Гесиода, младшего современника Гомера. Гесиод завершил начатое Гомером формирование эллинской религиозной картины мира.

Далее на смену эпосу приходят лирические сочинения. Величайшим лирическим поэтом греки считали Архилоха. Гражданская тема наиболее ярко представлена в творчестве спартанского поэта Тиртея, поэзия которого воспринималась как патриотический гимн полису.

Мотивы политической борьбы нашли отражение в творчестве многих древнегреческих поэтов. Среди них Феогнид,Солон.

Существовала и вокальная лирика (Алкей, Сапфо).

Поэт Арион прославился составление дифирамбов – популярных песен, посвященных Дионисию.

Театр зарождается в VI в. До .н.э. Во время празднования Великих Дионисий участники празднеств разыгрывали сцены из мифов и распевали дифирамбы. Из них впоследствии и родилась трагедия. Театр стал одним из важнейших элементов жизни демократических Афин.

Считается, что первым афинским драматургом был Феспид, который включив трагедию помимо хора актера. Дальнейшее развитие театра связано с именами Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эсхил вводит в действие второго актера, благодаря чему усиливается драматизм действия, оно становится более динамичным. Софокл ввел третьего актера, усилил драматическое напряжение действия, что помогло лучше раскрыть внутренний мир героя. Третьим великим драматургом Греции являлся Еврипид. Он изображал людей такими, какими они были на самом деле, с их страстями, страданиями, радостями, печалями. Его герои предстают реальными людьми, переживающими глубокие человеческие драмы.

Театральные представления были состязаниями драматургов, причем зрители определяли не только лучшую пьесу, но и лучшего актера, лучшего организатора постановки, которого награждали венками.

В архитектуре главным достижением стала выработка 3 ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они различались украшением капителей и применением фриза, а также пропорциями между несущими и несомыми частями здания.

Эталоном классической архитектуры можно назвать комплекс афинского Акрополя, возведенный в честь победы над персами в ходе греко-персидских войн и ставший символом величия античной Греции. Замысел и общее руководство принадлежат Фидию, который создал для Олимпии и скульптуру Зевса Олимпийского – одно из семи чудес света. Центром ансамбля был Парфенон – храм, посвященный Афине-Деве, выстроенный в строгом дорическом ордере.