Формы и методы эксплуатации в Новом свете. Рабство
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Эта система обслуживала интересы нарождающегося европейского капитализма и в своих существенных компонентах была одинакова для всех американских владений - как Испании и Португалии, так и Англии, Франции или Голландии. В Испании торговля с Америкой контролировалась созданной в 1503 г. Торговой палатой и велась только через испанский порт Севилью, а с 1717 г. - и через Кадис. Кроме того, с 1561 г. испанские купцы должны были осуществлять плавание в Америку исключительно в составе одной из двух крупных флотилий под охраной военных кораблей: одна отправлялась в январе в Панаму, другая в августе в Новую Испанию (Мексику). Португалия ввела аналогичные порядки для Бразилии в 60-е годы XVII в. Во французских колониях с 1664 г. монополией в торговле обладала Вест-Индская компания, а после ее ликвидации в 1674 г. - королевское правительство Франции. Американской торговлей Голландии распоряжалась нидерландская Вест-Индская компания. Торговая монополия Англии началась с «Навигационного акта» 1651 г. Все державы запрещали своим колониям торговать с чужими странами и преследовали контрабанду. Повсеместно торговая монополия усиливалась запретами или ограничениями на обмен между колониями одной и той же державы, а также на многие виды переработки сырья непосредственно в колониях. Так, у каждой из стран, колонизовавших Америку, имелись колонии, которые в большом количестве снабжали Европу сахаром-сырцом из тростника. Но перерабатывающие заводы создавались в метрополиях, и уже оттуда колонии получали готовый сахар.
Тяжелым бременем ложились на население Нового Света и многочисленные налоги в сочетании с монополией колониальных властей на продажу самых ходовых товаров - соли, водки, табака и др. В Бразилии и Испанской Америке владельцы золотых приисков и серебряных рудников уплачивали в пользу короны как верховного собственника королевский кинто - пятую часть добытого металла. Плантаторы французских колоний ежегодно платили налог в 33 ливра за каждого своего раба. Во всех колониях взимались экспортные и импортные пошлины, налог с продаж внутри колоний, налоги на жилище и многое другое. Везде владельцы земли облагались церковной десятиной. При этом лишь часть налоговых поступлений шла на содержание колониального аппарата, остальное - на нужды метрополий.
На расположенных в тропиках и субтропиках островах Карибского бассейна, побережье Венесуэлы, Новой Гранады (современная Колумбия), Бразилии и в Гвиане до появления европейцев проживали индейские племена охотников, собирателей и примитивных земледельцев, мало или вовсе не пригодные для эксплуатации. И независимо от того, достались ли эти земли иберийским колонизаторам или же англичанам, французам, голландцам, здесь повсеместно коренное население исчезло; основой же экономики стало плантационное хозяйство, доставлявшее Европе тростниковый сахар, хлопок, какао, кофе и другие тропические культуры, а для работы на плантациях из Африки завозились чернокожие рабы. Безжалостно истреблялись кочевые племена индейцев также в умеренных и близких к ним климатических зонах, как то: на Ла-Плате, в Чили, юго-западных районах Бразилии, на севере Мексики. И хотя хозяйничали на этих территориях иберийцы, здесь складывались крупные центры скотоводства и хлебопашества, которые и по этническому составу населения мало чем отличались от английских, французских, голландских переселенческих колоний в Северной Америке, Южной Африке, Австралии или Новой Зеландии.
Иное дело захваченные Испанией центральные и южные Мексика и Новая Гранада, Гватемала, Сальвадор, Перу (ныне Перу и Боливия). Их сказочные богатства составляли не только месторождения золота, серебра, изумрудов, но и коренное население, создавшее высокоразвитые индейские цивилизации майя, ацтеков, инков, чибча. Эти народы находились на той ступени общественного развития, которая была характерна для древних стран Востока с азиатским способом производства и государством в форме деспотии. Они обладали тысячелетними трудовыми навыками в земледелии, ремеслах, горнодобыче, были привычны к эксплуатации своей государственной бюрократией и представляли для колонизаторов ценную рабочую силу.
Начальной формой эксплуатации индейской общины была энкомьенда, заключавшаяся в передаче отличившимся конкистадорам некоторого числа общин на «попечение». Индейцы продолжали вести хозяйство на общинной земле под управлением своих вождей - касиков или кураков, но за «опеку» отдавали часть произведенного продукта и оказывали «личные услуги» конкистадорам, трудясь на принадлежавших тем полях, приисках, мануфактурах, в рудниках или по дому. По форме это были те же «азиатские» повинности, которые прежде общины несли в пользу своей знати и государства. И оброк, и отработки индейцев предприимчивые «попечители» использовали не только для личного потребления, но и как товары, в том числе продавая отработки своих индейцев тем из колонистов, которые энкомьендой не обладали.
Когда численность предпринимателей выросла, а индейцев - сократилась и общая нехватка рабочих рук начала вызывать недовольство у арендаторов «личных услуг», эта система была изменена так называемыми Новыми законами (40-е годы XVI в.). Число энкомьенд резко сократилось, а у их владельцев было отнято право на «личные услуги». Общинное землевладение укреплялось установлением минимальных размеров пашни и эхидо - общинного пастбища. Подавляющее большинство общинников оказалось под непосредственной опекой короны и облагалось подушной податью в денежной форме. В основном деньгами предписывалось взимать и оброк в энкомьендах.
Вынужденные добывать деньга общины втягивались в товарно-денежные отношения различными способами. Наиболее распространенный из них опять-таки опирался на «азиатскую» традицию индейской общины, состоявшую в том, что в доколумбовые времена индейцы-общинники, подобно древним египтянам, поочередно отбывали трудовую повинность на строительстве пирамид, храмов, каналов, дорог и других объектов общегосударственного значения. Отменив «личные услуги», колониальные власти организовали отправку индейцев тоже на «общие» работы и даже сохранили индейские названия такой повинности - мита в Южной Америке, коатекиль в Мексике и т. п. Однако число рекрутов и продолжительность отработок увеличились, а местом их отбывания стали главным образом рудники, владельцы которых обязывались оплачивать труд индейцев через общинные кассы. Эта система оставалась главной формой эксплуатации индейской общины в Испанской Америке до начала XVIII в.