Формирование идеи папского примата. Роль понтификата Льва I Великого
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Формирование идеи папского примата
Роль римского епископа возросла во время богословских споров IV и V веков, когда римский папа стал рассматриваться в качестве «арбитра» в спорах восточных патриархатов.
Во второй половине IV века папы активно вмешивались в споры на Востоке, из политических соображений определяя, с какой из сторон они находятся в общении. 153 епископа, участвовавших в Антиохийском соборе 379 года, приняли выдвинутые папой Дамасием I (366—384) условия общения и предложенный им символ веры. В своей борьбе с антипапой Урсином Дамасий получил поддержку светской власти, добившись от западного императора Грациана издания закона в свою пользу. Рескрипт «Ordinariorum sententiae» наделил папу высшей судебной властью над всеми епископами Запада, либо призывая спорящих в Рим, либо назначая судью по своему выбору для участия в процессе на месте. Тот же документ давал право любому епископу, осуждённому в первой инстанции провинциальным собором, обратиться с апелляцией к папе. Ряд соборов, созванных папами в IV веке, закрепили положение Рима как центра соборной активности не только в Италии, но и в масштабе всей империи. Способность римского престола в относительно короткий срок мобилизовать несколько десятков епископов для участия в соборе позволяла папам выступать в роли лидеров никейского течения и всего западного епископата. Тогда же сложилась практика личного неприсутствия пап на соборах, созванных за пределами Рима.
С завершением
Роль понтификата Льва I Великого
Реализуя свою программу управлению церковью, Лев предпринял меры по ограничению полномочий митрополитов. В 445 году он вмешался в конфликт галльских епископов с Иларием Арльским, поддержав смещённого последним Хелидония Безансонского. Пять лет спустя Лев разделил Арльскую митрополию между новыми епископствами Арля и Вьенна. Аналогичные меры, направленные на усиление роли провинциальных епископов, были предприняты в Южной Италии, Мавретании Цезарейской и Африке. В отличие от Запада, на Востоке получила распространение модель, согласно которой наивысший авторитет имеет вселенский собор, созываемый императором и принимающий решения на основе мнения большинства участников. Вопросу о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами посвящена обширная переписка, которую Лев I вёл с иерархами Константинополя.
«и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.»
Пётр, будучи, таким образом, видимым главою Церкви, поставленным самим Христом, и являясь вместе с тем первым епископом Рима, по мнению Льва I утвердил верховенство римского первосвященника над всеми остальными христианскими патриархами. Западноевропейские христиане признали это право за Львом I, а христиане Восточной римской империи оспаривали данную идею.